10.08.16 : Корпоративная культура глазами соискателя

Абстрактные цели и лозунги о мире во всем мире каждый понимает по-своему и к чистому альтруизму, особенно на рабочем месте, мало кто действительно способен. Люди, работающие в организации, в первую очередь стремятся к достижению собственных целей: повышению профессиональной компетенции, карьерному росту, улучшению материального положения и т.п.

Но именно это различие интересов, ценностей, установок, убеждений и норм поведения создает корпоративную культуру. Она есть в любой компании вне зависимости от того, занимается кто-то специально ее формированием или нет. Другое дело, что существуют крупные компании, которые стремятся к осознанному и целенаправленному созданию философии, стратегии развития и культуры. В этом случае убеждения и ценности компании в большей или в меньшей степени будут приняты подавляющим большинством сотрудников.

Как утверждают исследователи, компании, работающие на российском рынке, стремятся создать культуру, сходную с «западной» моделью по упорядоченности, но более гуманную – культуру «с человеческим лицом». При этом только 20% российских организаций осознанно формируют корпоративную культуру, имея документально закрепленные миссию и ценности, но не обладая четким поведенческим кодексом.

 

Зачем и как создается корпоративная культура?

Результат развития корпоративной культуры – это уровень мотивации персонала, имидж компании среди клиентов и ее репутация как работодателя.

Воздействовать на ценности человека с целью их изменения невозможно, т.к. они зависят от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки. Вместе с тем именно ценности ‒ проводник в карьере. Поэтому в сопоставлении с корпоративными ценностями осознаются и анализируются личностные ценности работника. На их пересечении формируются общие цели, ценности и нормы, которые приводят к тому, что разные работники начинают воспринимать внешние стимулы более или менее одинаково.

Способы и средства, которые формируют общую цель, компания определяет сама. Ими могут быть:

  • официальные заявления и документы, декларирующие корпоративную культуру компании,
  • дизайн внутренних помещений, фасада и строений в целом,
  • внутренний Интернет-портал, корпоративные издания,
  • внутрифирменное обучение и наставничество,
  • система внутрифирменных почетных званий как часть системы нематериальной мотивации,
  • праздничные и знаменательные даты компании, корпоративные праздники и вечеринки,
  • мастер-классы, встречи руководства с коллективом и т.д.

Сейчас компании, подбирая персонал, помимо стандартного тестирования кандидатов все чаще проводят диагностику степени совпадений личностных ценностей соискателя с корпоративными ценностями.

 

Как вырастить карьеру в корпоративной культуре?

Известно, что адаптация в новой организации неизбежна. Пройдет немало времени, прежде чем вы «поймете» организацию, т.е. овладеете ее ценностями.

Тем не менее, важно заранее изучить компанию, в которую вы собираетесь устроиться на работу. Понять систему ценностей и убеждений, правила и нормы поведения, которые в ней активно функционируют, «примерить» их на себя.

Приходя на собеседование в отдел кадров, помните: не только организация выбирает вас, но и вы делаете выбор. Например, если человек привык к нормированному рабочему дню, а организация работы требует в первую очередь трудоголизма, то этот сотрудник имеет вполне обоснованные шансы подорвать свое здоровье, сбившись с привычного для себя ритма труда и отдыха (биологических ритмов). Для сотрудника такое несовпадение норм работы – первый шаг к профессиональному выгоранию, подрыву физического здоровья.

«Несовместимость» нового сотрудника с коллегами, с руководством или с компанией в целом проявляется уже во время испытательного срока. Разочарованный сотрудник перестает трудиться в полную силу, начинает конфликтовать и в конце концов увольняется. Несет потери производство, лихорадит коллектив, может даже пострадать репутация компании.

В таких ситуациях столкновение личностных ценностей сотрудника и организации неизбежно. Конфликт ценностей можно решить путем либо обмена ценностями, дополняя (обогащая) свою личность, либо путем отказа от ценности у одного из участника конфликта. Для сотрудника это либо увольнение, либо трансформация своих убеждений.

Поэтому для карьерного продвижения необходимо проводить постоянную инвентаризацию своих ценностей и сопоставлять их с ценностями организации. Руководство при этом выполняет функцию выработки, сохранения и трансляции этих ценностей.

Как утверждают психологи, одна из основных потребностей человека ‒ это принадлежность к группе, или социальная потребность, и потребность в самоуважении и самореализации. Поэтому когда вам близка и понятна система убеждений и ценностей компании, комфортны условия и нормы поведения, то мотивация к работе не заставит себя ждать.

 

Что делать перед трудоустройством?

Проанализируйте требования и обязанности должности. Постарайтесь понять, насколько ваши знания, умения, психотип подходят для работы в данной компании и на данном месте. Например, если ваш психотип определен как «новатор» или «инициатор», то вас скорее привлекут необычные перспективные задачи, интеллектуально сложные и увлекательные. В этом случае консервативные и стандартные методы работы в компании будут вызывать негативные эмоции и снижать мотивацию к работе.

Поинтересуйтесь, какие сотрудники наиболее успешны в компании, обозначьте свои цели и ценности и зафиксируйте реакцию на них (позитивную или негативную). Подумайте, насколько вы сможете проявлять лояльность и сопричастность  тому, что происходит с организацией. Например, если вы увлечены экстремальными видами спорта, то компания по производству снаряжения и оборудования будет для вас близка по целям и ценностям больше, чем компания, производящая пылесосы.

Делать выбор – это самая сложная и стрессовая задача, желаем вам справиться с ней максимально успешно! Пусть компания станет для вас вторым домом, а корпоративная культура – средством проявления самых лучших качеств во всех аспектах деятельности, с превосходными результатами как для компании, так и лично для вас.

 

© Physcareer.ru. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке информации ссылка на Physcareer.ru обязательна

Вернуться к списку статей