01.07.16

Как пройти собеседование-презентацию?

В последнее время собеседования при приёме на работу стали нередко проводиться в форме презентаций. В ряде компаний это уже давняя практика, которая применяется при найме кандидатов на высокие позиции. Однако всё чаще ко мне стали обращаться за помощью в подготовке люди, которые претендуют на вполне «земные» должности. Как показывают наблюдения, чаще остальных такие презентации-собеседования проходят менеджеры по продажам, специалисты в области маркетинга и бизнес-аналитики. Так что если вам в телефонном интервью говорят про презентацию, не пугайтесь, а начинайте как можно скорее готовиться. Как грамотно организовать процесс подготовки, как расставить акценты и чем украсить свое выступление – об этом пойдёт речь ниже.

Для начала следует разобраться, чем данный формат выгоден и почему к нему стали чаще прибегать. Существует как минимум 3 довода в пользу такого отбора. Во-первых, у эйчара есть возможность сразу оценить ключевые профессионально-важные качества соискателя. Очевидно, что в задачи, например, менеджера по продажам будет входить общение с клиентами и проведение презентаций для них. Поэтому прямо на собеседовании HR-менеджер может увидеть коммуникативные и презентационные навыки кандидата. Любопытно заметить, что в Гарварде на стартап-конкурсах эксперты оценивают бизнес-проекты по трём простым критериям: рынок, команда и презентация. Члены жюри объясняют третий критерий тем, что лидер проекта должен продвигать свой продукт, поэтому им необходимо видеть, как он общается.

Во-вторых, ситуация публичного выступления – это стресс. Для многих людей оказаться лицом к лицу даже с небольшой аудиторией представляет большие трудности. Что уж говорить про ситуацию публичного оценивания, которая только усиливает волнение. Голос начинает дрожать, тело цепенеет, жесты становятся скованными, а некоторых, наоборот, просто не остановить. Отличный повод увидеть человека в ситуации стресса и проверить в условиях, приближенных к боевым! 

В-третьих, это возможность не просто задать классические вопросы («Назовите ваши достижения на последнем месте работы» или «Кем вы видите себя через 5 лет»), а пообщаться с человеком. Все мы знаем тот стандартный и набивший оскомину набор личностных качеств, о которых пишут в каждом втором резюме: коммуникабельность, креативность, умение работать в команде и т.д. Презентация и вопросы в конце – самый подходящий способ «проверить» коммуникабельность, креативность и лучше узнать человека именно как личность.  

 

Как правильно подготовиться к презентации?

Прежде всего, не бросайтесь делать слайды! Это главная ошибка на начальном этапе, когда нужно генерировать идеи. Заниматься оформлением пока рано. К сожалению, многие под словом «презентация» понимают одни лишь слайды. Однако презентация – это форма коммуникации, в ходе которой мы должны передать смысл, раскрывая содержание. Поэтому пока у человека нет понимания того, что он будет говорить во время своего выступления, бессмысленно визуализировать что-либо. Я лично советую использовать следующие инструменты, которые всем знакомы с детства: листы бумаги А4, стикеры и фломастеры, с помощью которых удобно представить видение всей презентации.  

Шаг первый: спросите себя «О чём я планирую рассказать в своей презентации?» Отвечайте кратко.

Пример. Если вы должны рассказать о перспективных для компании направлениях работы, то ответ может выглядеть так:

«В презентации я хочу рассказать о:

  • предпосылках и положении дел с рынком в отрасли сейчас;
  • трендах в мире и на локальном рынке;
  • приоритетном направлении № 1 (предположим, в области мобильного интернета);
  • направлении №2 (допустим, спутниковом телевидении и ключевых игроках рынка);
  • роли менеджера по продажам в достижении целей;
  • о том, что вдохновляет (лично вас).

Итак, у вас получается небольшой план выступления, который состоит из нескольких пунктов. Ответив на простой вопрос и зафиксировав идеи на стикерах, вы получаете общий «скелет» речи и можете двигаться дальше.

Шаг второй: продумать каждый пункт плана более детально и наполнить конкретным содержанием, подобрать точные данные и примеры. Здесь предстоит кропотливая работа, особенно если в этой теме вы ещё недостаточно разбираетесь. Не старайтесь уместить в каждый пункт плана по тому энциклопедии. Перегружая данными свою аудиторию, вы наносите ущерб впечатлению от своей презентации. Аудитория начинает терять мысль, вы начинаете «плавать» (а это всегда чувствуется), в итоге вы теряете очки.

Шаг третий: после нахождения материала важно проговорить получившееся вслух. В результате проговаривания вы поймете, где не уверены в материале, где следует еще поработать и что-то поискать.

Шаг четвертый: подготовка слайдов. Понимая, что вы говорите, вы легко можете представить, что в этот момент должно быть на слайде. Советую нарисовать эскизы слайдов на бумаге, а потом оформлять на компьютере. Не перегружайте слайды!

Шаг пятый: прорепетировать целиком всю презентацию не менее трёх раз. Так вы лучше запомните текст и последовательность слайдов.

Как репетировать?

Примите как аксиому: репетируйте как можно чаще. Начните по частям – сначала отработайте вступление, затем подключите первый блок основной части. Постепенно наращивайте объём, добавляя новый блок. Отдельно уделите внимание тому, что вы будете говорить в самом конце выступления. Готовьтесь перед зеркалом, рассказывайте родственникам или друзьям. Многие выступают даже перед стулом. Советую репетировать с человеком, который даст обратную связь по вашей речи и поможет улучшить вашу подачу несколькими ораторскими «фишками». 

Что включить в презентацию?

Для того чтобы максимально проявить себя через презентацию, важно понимать, что хотят увидеть в вас менеджер по подбору и ваш будущий руководитель. Разумеется, все зависит от позиции, на которую вы претендуете, однако есть общие характеристики, которые можно продемонстрировать во время выступления.

Менеджеры хотят видеть аналитические способности кандидата, поэтому используйте хотя бы несколько слайдов с графиками и статистикой. Это будет уместно, если говорить о предпосылках и положении дел в отрасли (см. пример выше). Не забудьте показать источники ваших данных, иначе все заявления будут выглядеть голословными. Даже если вы проводите презентацию в креативном агентстве и претендуете на позицию, которая никак не связана с глубокой аналитикой и подсчетами, найдите повод и покажите себя с такой неожиданной стороны.

Креативность. Это качество подделать невозможно. Но помните, что усилить имеющийся творческий потенциал вы можете благодаря, например, интересным образам, которые рождаются в речи. Используйте метафоры, проводите аналогии и не бойтесь показать неординарный ход мысли, взглянув на какой-то вопрос с неожиданной стороны. Также вам может помочь дизайн слайдов – используйте больше иллюстраций для передачи ваших ключевых идей. Поместите вашу аудиторию в «декорации» к вашему выступлению. Конечно, легче всего бывает взять и написать свои слова текстом, заполнив весь слайд. Но задействовав свое ассоциативное мышление и подключив фантазию, вы проявите себя как творческую личность. Многие ошибочно полагают, что собеседование – это такое серьезное мероприятие, где нет места картинкам на слайдах. Все мы видели скучные выступления на конференциях или ходили на скучные доклады в университете. Именно такие нединамичные презентации и получаются, когда спикер отказывается включать воображение и использовать образы. Будьте открыты к экспериментам!  

Допустим, в описании требований к вакансии указана инициативность. У человека сразу возникает вопрос: «Как показать, что я инициативный?» Разумеется, лучше всего поможет ваш рассказ о случае из жизни, где вы проявили это качество. Однако инициативность видно ещё и по тому, как человек ведёт свой рассказ. Речь именно о подаче материала. Если кандидат монотонно, вяло и безынициативно ведёт свой рассказ, то с высокой долей вероятности можно предположить, что указанная им в резюме характеристика явно приукрашена. Говорите достаточно громко, чётко, с паузами и интонацией в речи. Особое внимание уделите зрительному контакту со слушателями. Этот минимальный набор поможет вам «звучать» интересно и не будет усыплять аудиторию.

Менеджеры по подбору хотят увидеть ваш опыт, узнать о том, какие проекты вы развивали, где достигали успеха. Одно дело – сухо перечислить информацию, которая уже была написана в резюме. Однако презентация – это не доклад на научной конференции. Вспомните, как в повседневном общении все мы прибегаем к историям, чтобы показать какую-либо идею или подтвердить свои слова. Там, где не работают факты, на помощь приходят рассказы о пережитом опыте. Поэтому истории просто необходимо включить и в вашу презентацию. Истории помогают нам передавать смысл, обмениваться опытом. Люди любят слушать рассказы. Именно благодаря истории о том, как вы столкнулись с какой-то задачей и решили её, вы покажете свой опыт и потенциал. Более того, вы проявите себя человеком, который способен анализировать свои поступки, в том числе и неудачный опыт.  

Почему важно рассказывать истории?

В публичном выступлении история – один из самых сильных приемов управления аудиторией. Вы можете открыть презентацию с истории, показав тем самым проблему и подведя к основной части. Вы можете убеждать с помощью историй, можете переключать внимание слушателей (актуально в случае длинной презентации), чтобы они отдохнули. Вы можете заканчивать выступление на истории, задавая направление для дальнейших размышлений. Что же в историях оказывает на слушателей воздействие? 

Всё волшебство кроется в смысле, который история транслирует. Чем заканчиваются, например, многие басни? Словами «мораль сей басни такова…» Здесь и обнаруживается смысл, ради которого рассказ был произнесён. Зачастую, кстати, вовсе необязательно озвучивать эту мораль. Пусть аудитория останется наедине со своими рассуждениями. Важно понимать, зачем рассказывается история (в чём основная мысль?), кто персонаж и в чём его жизненная трудность. Затем покажите, что или кто ему помогает преодолеть все препятствия, возникшие на пути. Не перенасыщайте историю деталями. Здесь действует такое же правило, как и в рассказывании анекдотов: рассказывать нужно, не уводя мысль в сторону, чтобы не сказать лишнего.

Историй не должно быть слишком много, т.к. деловая презентация не должна быть похожа на байки у костра. Двух-трёх на всю презентацию будет достаточно. Главное, что своевременно и грамотно рассказанные, они сослужат вам добрую службу.

 

Несколько разных советов по подготовке презентации

  • Подготовьте список возможных вопросов и прорепетируйте ответы на них. Помните, что хороший ответ – это тот, который внятно произнесён и укладывается в минуту.
  • Постарайтесь подготовить слайды в стилистике, близкой к корпоративному стилю компании-работодателя. Поищите в сети их презентации или ознакомьтесь с брендированной продукцией. Уловите два-три корпоративных цвета и ненавязчиво используйте их в шаблоне презентации.  
  • Не старайтесь поразить всех анимацией и прочими «фишками» в презентации. Это будет выглядеть так, словно вы только вчера освоили программу и теперь хотите всех поразить своими умениями. Подготовьте pdf-файл, чтобы ваши шрифты не «разбежались» на другом компьютере.
  • Настройтесь на уверенный лад и энергично начните свою презентацию. От того, как стройно вы возьмёте первый аккорд и произнесёте первые слова, будет зависеть начальное впечатление о вас.
  • Помните, что презентация – это не единственный критерий для отбора. Помимо выступления вас, как правило, будут ждать кейсы и собеседование непосредственно с будущим начальником. Однако от грамотно выстроенной логики, отрепетированной речи и уверенной подачи очки в вашу пользу будут только прибавляться. 

Яныхбаш Александр. Бизнес-тренер, презентационный консультант, эксперт в области публичных выступлений. Помогает различным специалистам, проектным командам и лидерам стартапов в подготовке к ответственным презентациям.

© Physcareer.ru. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке информации ссылка на Physcareer.ru обязательна