01.07.16

Cтресс-интервью: как себя вести?

Собеседование – один из сильных стрессов для кандидатов, а собеседование, проведенное в стрессовой форме, еще большее испытание кандидатов на прочность, проверку хладнокровия, самообладания и выдержки. Как правило, подобное интервью обычно проводится с кандидатами на должности, связанные с нервной работой: руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные, страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, специалисты по разбору претензий, продавцы и др.

Рядового сотрудника проверяют на стрессоустойчивость, лояльность, бесконфликтность и позитивную готовность к сотрудничеству, а также быстроту реакции и находчивость. Топ-менеджера и руководителя тестируют не только на устойчивость к стрессу, но и на наличие волевых качеств, лидерского потенциала, уверенности в себе, готовности решать задачи в нестандартных условиях.

Для HR’а важны не только ответы на вопросы, но и ваша эмоциональная реакция. Если вы начнете обороняться, оправдываться, злиться, обижаться — не пройдете испытание. Нужно во что бы то ни стало сохранить до конца беседы способность к дискуссии, позитивный настрой, уверенность и не выдавать своего раздражения.

Выделим несколько самых типичных приемов стресс-интервью.

 

Ожидание в коридоре или в кабинете/переговорной

ПРИМЕР: «Собеседование я провалила. Меня "забыли" в коридоре минут на сорок, и я, видимо, расслабилась и "продала" себя плохо…»

Расслабление – это, наверное, одно из самых приятных, но редких состояний в такой ситуации. Как правило, кандидаты, когда время ожидания начала собеседования затягивается по непонятным причинам, испытывают другие эмоции: гнев, раздражение, нервозность. Этого и добивается работодатель, что в итоге приводит к провалу. Не назначайте несколько собеседований подряд с небольшими временными промежутками между ними: ведь если на первом собеседовании вас заставят ждать, вы автоматически не успеете на следующее и уже на первом будете нервничать и злиться.

ЦЕЛЬ: кандидата вынуждают почувствовать себя «не в своей тарелке», и интервьюеру становится ясно, как он обычно реагирует на хамство, неуважение или дефицит времени.

НЕОБХОДИМО:

1. Не терять самообладания, выдержки, уважительного тона к будущему собеседнику и окружающим людям, а также высокой степени концентрации. Последнее особенно важно – потеря концентрации, вызванная расслаблением или раздражением, не позволит на самом собеседовании продемонстрировать себя с лучшей стороны, если необходимо, ослабить напор интервьюера или наоборот – зарядить энергичностью, если тот будет демонстрировать отсутствие интереса к кандидату.

2. Использовать время ожидания с пользой для себя: понаблюдать за взаимоотношениями коллег в коллективе; послушать, о чем говорят проходящие мимо сотрудники; в каком настроении большинство из них пребывает; оценить степень их вовлеченности в рабочий процесс; какой дресс-код принят в компании; насколько дружелюбно секретари на ресепшен отвечают на входящие звонки; каков средний возраст сотрудников и т.п. То есть прочувствовать внутреннюю атмосферу компании, ее климат, и представить себя ее сотрудником.  

А вот повторять самопрезентацию, нервно заучивая «правильные» ответы на «правильные» вопросы не стоит – в состоянии повышенного напряжения, что имеет место быть и на простом интервью, и тем более на стресс-интервью, эти действия будут скорее антиэффективными.

НЕ СТОИТ: подбегать каждые пять минут к секретарю на ресепшен с вопросами, типа: «А где же Иван Иванович? Он что, про меня забыл?» или «А у вас так принято?», звонить интервьюеру на контактный телефон с аналогичными вопросами, в общем, любыми способами демонстрировать свое недовольство и раздражение. Возможно, долгое ожидание ‒ никакое и не стресс-интервью, а интервьюер застрял в пробке, лифте или затянулось совещание. Но если это не так и цель у работодателя – выявить, как вы себя будете вести в подобной стрессовой ситуации, стоит помнить, что, возможно, за вами наблюдают, или дружелюбно настроенный секретарь делает специальные пометки в блокноте.

 

Пятеро на одного…

ПРИМЕР: «Второе собеседование я должен был проходить с начальником отдела продаж. Подготовил самопрезентацию, изучил корпоративный сайт компании, прочитал о конкурентах... в общем, подготовился к собеседованию на уровне. А в итоге мне устроили перекрестный допрос целых четыре сотрудника: HR-менеджер, начальник отдела продаж, руководитель Департамента продаж и коммерческий директор. Я не успевал ответить на вопрос первого, как второй перебивал и задавал следующий вопрос, причем совершенно из другой области, начинал отвечать на этот вопрос, меня перебивал третий и т.п. В результате, я не смог ответить ни на один вопрос полностью и мне кажется, мои ответы были неубедительны и малоэффективны… »

Для этого приема характерно и противоположное поведение интервьюеров: один будет настроен дружелюбно, другой – агрессивно, третий займет позицию наблюдателя, а четвертый ‒ модератора. Если представители работодателя поймут, что кандидат говорит неправду или это станет ясно из ранее проведенной проверки рекомендаций, то стоит ждать одинаковых вопросов, но сформулированных по-разному.

ЦЕЛЬ: «выбить почву» из-под ног кандидата и проверить его в случае, если он говорит неправду, а также проверить умение быстро адаптироваться к новым условиям и одновременно работать над несколькими разными заданиями и, естественно, стрессоустойчивость в подобных ситуациях.

 

НЕОБХОДИМО: продержаться и не потерять самообладания, уважительного тона к собеседникам. Именно этого от вас ждут в ответ на некорректное поведение.

Для этого необходимо заранее подготовиться к собеседованию:

1.«Проработать» слабые места в биографии, если таковые есть: например, значительные перерывы в работе или несколько смен специализаций, увольнение через три месяца работы по собственному желанию (в понимании работодателя этот факт трактуется так: сотрудник не прошел испытательный срок) и т.п.

2.Подготовить эффективную самопрезентацию. То есть продумать рассказ о себе, как о профессионале, привести примеры проектов, которые вы реализовали, рассказать о навыках и компетенциях.

Как правило, в самопрезентации должны быть ответы на следующие вопросы:

- Расскажите о себе.

- Чего вы достигли на предыдущих местах работы?

- Чем вы отличаетесь от других?

- Почему мы должны взять именно вас?

- Почему вы уволились с предыдущего места работы?

- Ваша мотивация к поиску работы.

- Как долго вы готовы работать в нашей компании?

- Почему вы хотите работать в нашей компании?

- Почему вы считаете, что соответствуете этой должности?

- На каков уровень зарплаты вы рассчитываете?

- Вы уверены, что ваш опыт работы позволяет соответствовать этому размеру зарплаты?

- А что вы будете делать, если я скажу, что у вас слабая самопрезентация?

- Приведите примеры, когда ваша работа подвергалась критике. Что вы делали в этом случае?

- Ваши цели (на ближайший год, три года и т.п.)?

- Ваши сильные стороны?

- Ваши слабые стороны?

- Какие качества вы хотели бы в себе развить?

- Компания мечты – какая она?

- Как вы расстались с последним работодателем?

- Каковы ваши отношения с коллегами, руководителем?

- Если мы сейчас позвоним в вашу бывшую компанию, как вы считаете, какую характеристику вам дадут?

- Предупреждали ли вы работодателя о том, что ищете новую работу? Если нет, то как вы планируете сообщить ему об этом?

- А если на ваше заявление об уходе вам сделают контрпредложение, что вы выберете?

Некоторые из этих вопросов уже изначально носят стрессовый характер, поэтому заранее подготовившись к ним в частности и к собеседованию в общем, вам будет не нужно задумываться над «правильными» ответами на эти вопросы во время самого интервью и вы сможете достойно выдержать напор интервьюеров. 

НЕ СТОИТ: поддаваться на провокацию со стороны интервьюеров, врать, дерзить относительно их поведения. Если вы не согласны с мнением одного из интервьюеров (как правило, того самого, который настроен агрессивно), то при полной уверенности в себе, в своих профессиональных знаниях и навыках, можно поспорить с ним, но делать это необходимо дружелюбно, без проявления встречной агрессии и трезво. Возможно, именно этого от вас и добиваются.

А в ответ тишина…

ПРИМЕР: «На интервью со мной просто не разговаривали: собеседник «уставился» на меня и долго молчал, я не знала, как быть, то ли у него голоса нет (возможно, простыл), то ли разговаривать не хотел. Я начала невнятно рассказывать о своем опыте работы на последнем месте работы, но обратной реакции не видела. Мне не задали ни одного вопроса. Промаявшись так полчаса, я покинула компанию…»

ЦЕЛЬ: Проверить умение завладеть вниманием собеседника и удерживать его, не смущаясь того, что вы ему неинтересны. Как правило, такой прием используется при приеме на работу менеджеров по продажам и других специалистов в области прямых продаж, которые, как правило, совершают «холодные» звонки или «превращают» нелояльного клиента в потенциального и затем постоянного.

НЕОБХОДИМО: Вывести собеседника на диалог. В этом опять поможет заранее подготовленная самопрезентация. Начните рассказ с ответа на вопрос «Расскажите о себе». Это один из самых распространенных первых вопросов. Продолжайте доброжелательно рассказывать о себе и своем опыте, навыках и знаниях. Как правило, через 5-10 минут собеседник должен включиться в диалог и начать задавать вопросы по ходу вашего рассказа. Если не включится, закончите вашу речь и скажите фразу вроде: «А теперь, Иван Иванович, я готов ответить на ваши вопросы». Если собеседник и на это не отреагирует, спросите разрешения задать интересующие вас вопросы, которые вы должны подготовить заранее, и задайте их. Эти вопросы могут касаться работы компании в целом, отдела в частности, а также любые другие вопросы, которые вас интересуют. Очень хорошо, если эти вопросы будут носить не общий характер, типа: «Каков график работы в компании?», а частный – например, «Принято ли в вашей компании поздравлять постоянных клиентов с праздниками?» или «Как в отделе принять разруливать ситуацию, когда один менеджер «уводит» клиента другого?» и т.п.

НЕ СТОИТ: Молчать в ответ, теребить визитку собеседника или смотреть, как и он, в окно, интересоваться, почему тот молчит, неуверенно мямлить и т.п.

 

Глупые или неудобные вопросы

ПРИМЕР: «Валерия мои профессиональные качества почему-то интересовали слабо, зато он заметно оживился на личных вопросах. Спросил, замужем ли я. Я ответила, что нет. Он начал выпытывать, почему. Я ответила общей фразой. Тогда он спросил о молодом человеке. Его у меня тоже не оказалось. После этого он начал спрашивать меня, когда я рассталась со своим последним бойфрендом, почему так вышло, и не считаю ли я себя неудачницей…»

К подобным вопросам также относятся: «А почему у вас нет детей?» (задается, в основном, тем, кто состоит в браке), «Как вы относитесь к людям нетрадиционной сексуальной ориентации?», «Были ли у вас контакты с их представителями?», «Какова норма алкоголя для вас?» и подобные.

ЦЕЛЬ: Спровоцировать вас на агрессивные поступки или слова. Такая проверка на прочность обычно очень хорошо срабатывает и позволяет отсеять на собеседовании тех кандидатов, которые могут повести себя неадекватно в конфликтной ситуации.

НЕОБХОДИМО: Решить для себя, где заканчиваются рамки приличия и начинается банальное невежество. Ответить в спокойной манере на те вопросы, которые, на ваш взгляд, допустимы с точки зрения этики. А от ответа на остальные вы имеете полное право отказаться. Это добавит вам больше положительных очков в глазах интервьюера.

НЕ СТОИТ: также, как и в случае с вопросами, носящими стрессовый характер, поддаваться на провокацию, дерзить, хамить в ответ и т.п.

 

Турусы на колесах

ПРИМЕР: «На самом последнем собеседовании, где финал уже был ясен (т.е. в мою пользу) меня, вдруг начали запугивать: «А у нас приход на работу на 1 минуту позже официального начала рабочего дня считается опозданием. Три опоздания - увольнение», «Во время работы запрещены перекуры и вообще у нас не курят», «Отлучаться с рабочего места больше, чем на 10 минут, не положено», «Раз в три месяца проводятся аттестации», «Ваш предшественник не продержался и полгода», «А вы знаете, что у нас план по продажам такой, что никто выполнить не может?» и т.п. Я был в шоке, что на предыдущих трех собеседованиях мне об этом не сказали…»

ЦЕЛЬ: Последняя проверка кандидата «на вшивость»: струсит или нет…

НЕОБХОДИМО: постараться получить ответы на все вопросы относительно работы на предыдущих собеседованиях. То есть, исходя из нашего примера, узнать, как часто проводится аттестация, узнать размер плана по продажам, а также просчитать реальность его выполнения, исходя из стоимости единицы товара или услуги и т.п.

Аналогично и с общими вопросами – разрешены ли перекуры, каков график работы и отдыха и т.п. Если информация, которую вам сообщают на собеседовании (например, за опоздание ‒ штраф), противоречит нормам трудового законодательства, вы имеете полное право об этом сказать. А дальше действовать по ситуации. Если работодатель согласится, и вы поймете, что это была ваша проверка, то все хорошо. Если нет и в компании действительно существуют штрафы, то стоит задуматься о трудоустройстве в именно в эту компанию, так как это противоречит нормам Трудового Кодекса.

НЕ СТОИТ: демонстрировать незнание своих прав, оставлять без обратной связи эти нападки, отвечать резко или грубо.

Стоит заметить, что после завершения стресс-интервью проводящий собеседование должен снять искусственно созданный стресс у испытуемого, помогая ему в случае необходимости перебороть негативные эмоции. Ведь неправильно завершенное интервью может иметь негативные последствия. Во-первых, кандидат может начать испытывать настороженность и неприязнь по отношению к компании и в случае, если он подошел на эту должность, отказаться от трудоустройства, а во-вторых, отклоненные или отказавшиеся от вакансии кандидаты могут нанести значительный ущерб ее деловой репутации, распространив информацию о ней своим знакомым и близким.

Конечно, HR-менеджер должен сообщить кандидату о том, что он был протестирован с помощью стресс-интервью, завершив собеседование на позитивной ноте.


Вера Игнаткина, консультант по карьере и стратегическому развитию, коуч

© Physcareer.ru. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке информации ссылка на Physcareer.ru обязательна