07.07.16

Карьера, полная смысла

Роль жизненных ценностей

Молодые люди часто хотят иметь больше независимости, чтобы в полной мере проявить свою активность, способности, творческие идеи. Но при этом нужно обязательно понимать, что все события своей жизни придется рассматривать как результат собственной деятельности. Поэтому вначале надо осознать свои цели в этой независимой и взрослой жизни, решить, какими путями вы будете их достигать, и быть готовым нести ответственность за те ценности, которыми вы будете руководствоваться в жизни. Только так вы сможете избежать нежелательного копирования чужих образцов и стереотипов поведения или подмены истинных ценностей простыми потребностями (гонка за модой, за выгодой и пр.).

Неадекватная система ценностей и целей часто бывает сформирована под воздействием нереализованных желаний родителей или изживших себя семейных традиций, влияния неблагополучной группы сверстников или в результате воздействия средств массовой информации. Поэтому, чтобы никто вас не вводил в заблуждение, важно знать, чем вы руководствуетесь, идя по жизни, выбирая ту или иную профессию.

Полагаю, что ни для кого не секрет, что то, чем мы дорожим, побуждает нас к действию. Это может быть желание достичь какой-либо цели или, наоборот, избежать неудачи или чего-то неприятного. В любом случае человек действует тем или иным образом в зависимости от конкретной ситуации. Таким образом, ценностные ориентации состоят из набора мотивов и реализуются с их помощью.

 

Виды ценностей

При изучении ценностей как целостной системы их обычно делят на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).

Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека. Они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно значимо. Например, здоровье (физическое и психическое); интересная работа; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей.

Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий. Например, жизнерадостность (чувство юмора), исполнительность (дисциплинированность), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), непримиримость к недостаткам в себе и других.

 

Психологические исследования

Когда появляется интерес к какой-либо теме, то в первую очередь хочется узнать, что же об этом думают другие, заглянуть в тетрадь к соседу, поболтать с подружкой по душам. Но если мы хотим обсудить такое понятие как ценности, то тут уместно обратиться к результатам социологических и психологических опросов среди студентов. Здесь можно увидеть подтверждение собственным мыслям или, наконец, задуматься о своих ценностях всерьез и перейти к самоанализу.

Психологические исследования, проведенные среди студентов московских и региональных вузов, показали, что у студентов, даже на последних курсах, еще не сформирована система ценностей и доминирующая жизненная сфера, через которую они могут их реализовать.* Может ли так быть? Поскольку да, то чем это объяснить? Психологи аргументируют это относительно юным возрастом испытуемых (18 - 23 года). Они называют этот период поздней юностью или началом взрослости, когда человек только начинает задумываться над вопросами карьеры и жизненных целей и делает первые шаги в их осуществлении. Значит, говорить о том, что жизненный курс проложен, еще рано.

 

Сравнение ценностей студентов

В вопросе выбора ценностей и средств достижения целей мнения студентов московских и региональных вузов отличаются. В методике, где студенты составляют свою иерархию из конкретно заявленных ценностей, результаты могут отражать прежде всего желаемые ценности. В этом случае выявлено, что студенты столичных вузов стремятся к таким целям как личностное развитие (развитие себя, уверенность в себе, активная деятельная жизнь) и духовное развитие (мудрость, познания). Логично используя при этом в качестве средств интеллектуальные (рационализм, самоконтроль) и индивидуалистические ценности (твердая воля, независимость и ответственность).

Студенты региональных вузов, в свою очередь, выше ставят цели профессиональной самореализации (работа, продуктивная жизнь) и личной жизни (друзья, развлечения, красота). Они стремятся достичь своих целей посредством межличностного общения (воспитанность, честность, смелость в отстаивании взглядов) и экономических ценностей (богатство, собственность).

При проведении исследования по другой методике, когда система ценностей формируется студентом посредством ответов на косвенные вопросы, результаты предполагают реальные, используемые в настоящий момент, ценности. Но оказалось, что данные, полученные по этой методике, совпадают с теми, которые были получены ранее и подтверждают их. Так, ведущей ценностью для региональных студентов является стремление к активным социальным контактам, которое они реализуют посредством таких жизненных сфер как «семья» и «профессиональная жизнь». Для московских студентов большее значение имеет сохранение собственной индивидуальности, что проявляется чаще всего в таких сферах как «обучение и образование» и «увлечения».

Особый интерес представляют исследования ценностей студентов негосударственных вузов. Психологические методы показывают, что они более прагматичные, целеустремленные и предприимчивые. В целом же нельзя сказать, что «негосударственные» студенты значимо отличаются от «государственных», существует лишь специфика образа жизни тех и других, которая вносит вышеуказанные различия. При этом для студентов независимо от вуза и региона деньги как ценность являются гарантией личной свободы и независимости.

Общий анализ интереса студентов к карьере показывает, что стремление к получению высшего образования и к выбору профессии становится прагматичным, начинают преобладать результирующие, экономические мотивы. Профессия зачастую становится лишь инструментом для достижения этих целей. При этом показатели рыночного мышления у всех студентов снижаются с годами, но у москвичей они в среднем остаются несколько выше, чем у жителей других городов. Растет желание студентов дополнительно подработать и, при необходимости, сменить профессию, уменьшается страх перед безработицей.

 

Разочарование в выбранной профессии

Нередко бывает, что прагматично выбранная и хорошо оплачиваемая работа приводит к разочарованности и даже дальнейшей переквалификации. Например, выпускница физического факультета МГУ уходит с высокооплачиваемой работы аналитика в фармацевтической компании, обосновывая это тем, что должностные задачи не реализуют и 10% ее интеллектуального потенциала. Исследования показывают, что причиной этого является неудовлетворенность таких личностных ценностей как творчество, самосовершенствование, познание и продуктивность. Именно эти ценности представляют собой необходимые элементы интересной работы, связанной с поиском нестандартных решений, применением современных знаний. Таким образом, прагматичность взглядов в период выбора профессии играет злую шутку со сформировавшимся специалистом, опробовавшим на своей шкуре прагматичную работу. Поэтому важно осознание, переоценка и структурирование ценностей именно во время обучения в вузе, т.к. это связано с вопросами будущего трудоустройства и самореализации.

 

Жизненная стратегия

Одной из ведущих жизненных стратегий современных студентов является ориентация на успех. Студенты столичных вузов для достижения успеха и богатства наиболее важным считают «наличие специальности, профессии» в отличие от студентов региональных вузов, которые придают большее значение «личным качествам» и «наличию первичного капитала». Если рассматривать богатство не как самоцель, а как мотивационный фактор экономического поведения, то примечательно, что студенты московских вузов чаще связывают с ним такие цели как «обретение собственности», «обретение сбережений» и «возможность дать детям престижное образование». Для студентов региональных вузов богатство, прежде всего, связано с «возможностью помогать близким».

Таким образом, в ведущих московских вузах студенты считают своё образование достаточной гарантией получения высокооплачиваемой и престижной работы. Но для этого необходимо, чтобы молодой человек «запроектировал» определенную ценность в своем сознании и направил свою деятельность на овладение ею. Ценностная ориентация становится неким «маяком», на который ориентируются познавательные, эмоциональные и волевые процессы и образуют «программу жизненной деятельности человека».

 

Источник удовлетворенности жизнью

Сделать карьеру ‒ значит добиться внешних успехов, высокого положения, выгод на избранном поприще. Карьера, наполненная истинным, достойным и осознанным переживанием собственного выбора целей, является источником удовлетворенности жизнью. Чтобы понять, какие цели важны в вашей жизни сейчас, попробуйте ответить на простые вопросы: «Что мне нравится сейчас в моей жизни и чего должно быть еще больше? Что мне не нравится в своей жизни сейчас и что будет противоположностью этого?»

 

Психологические тесты

Если же ответить на открытые вопросы в начале познания себя сложно, то можно пройти ряд профессиональных психологических тестов.

1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции.

2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности.

3. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы.

4. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций.

 

 *В исследовании системы ценностных ориентаций по методикам «Ценностные ориентации» Рокича и «ОТеЦ» Сенина принимали участие 220 студентов 3, 4 и 5 курсов МГУ имени М.В. Ломоносова (физический и филологический факультеты) и Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (строительный факультет и факультет чувашской филологии и культуры).

 

© Physcareer.ru. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке информации ссылка на Physcareer.ru обязательна