06.07.16

Консультант по карьере и профориентации: профессиональный «советчик»

Когда нам нужно сделать серьезный выбор и принять значимое решение, мы часто погружаемся в состояние, которое сопровождается долгими раздумьями и сомнениями. Они сопровождают нашу повседневную жизнь, становятся основой размышлений о том, правильно что-то или нет, хорошо или плохо.

Еще в ХVI веке французский философ Рене Декарт призывал в поисках знания все подвергать сомнению: только так мы сможем принять верное решение, найти правильный ответ, развиваться и двигаться вперед. Тем не менее, позитивность сомнений нельзя рассматривать столь однозначно. Сильные сомнения могут стать причиной мнительности и тревоги, бессилия и неспособности принять решение. В психологии такого рода состояния принято называть «навязчивыми сомнениями», их основной отличительный признак ‒ непродуктивность: нет никакого решения, нет никакого продвижения вперед. В таких ситуациях человек часто отказывается от самостоятельного принятия решения, полагаясь на волю случая.

Как показывает практика, в таком положении оказываются совершенно разные люди – как активные и преуспевающие, так и не очень успешные и пассивные. Если такие ситуации возникают на пути не только личностного, но и карьерного развития,  они требуют пристального внимания (ниже мы приведем несколько примеров).

Идея обратиться за профессиональной помощью в решении проблем приходит далеко не каждому. Но если не получается преодолеть себя, отбросить сомнения и выбрать верное направление, как в жизни, так и в карьере, помощь профессионального консультанта может быть полезной. Конечно, вы не получите единственно верных рецептов и точных указаний, но импульс и информацию для размышления и принятия решений ‒ непременно. Рассмотрим на реальном примере, как могут выглядеть советы консультанта.

Ситуация 1. «Марина, студентка выпускного курса экономического факультета, работает 2 года в одном из отделов банка. Работа в целом нравится, к ней очень хорошо относятся сотрудники отдела, есть возможность совмещать учебу и работу, руководитель отдела предоставляет возможность неполной занятости и отпуск за свой счет в периоды сдачи экзаменов и зачетов. Однако у Марины возникают сомнения относительно того, хочет ли она остаться работать в этом отделе и в этом банке после окончания университета. Ей кажется, что в случае, если она останется здесь работать, после получения диплома ничего в ее профессиональной жизни не изменится. А Марине хочется чего-то нового: ощущать резкий карьерный рост, мощное продвижение. С другой стороны, Марина беспокоится о том, сможет ли она быстро найти новое и лучшее место работы, сможет ли проявить себя там так, как она об этом мечтает,  полюбят ли ее там так, как на предыдущем месте, будет ли там такой же замечательный коллектив, и будет ли руководство доброжелательным и поддерживающим».

Ситуация 2. «Лена, очень успешная студентка, обратилась к консультанту с просьбой помочь определиться с выбором специализации. Проблема состоит в том, что ей нравится все, и она очень боится упустить любую возможность. Ей хочется одновременно заниматься и банками, и страховым делом, и ценными бумагами. «Выберу банки, а мне не понравится, не добьюсь успеха, буду думать, занялась бы фондовыми рынками, все бы было по-другому. Я боюсь ошибиться, сделать неверный шаг».      

В случае с Мариной можно сказать, что ее нерешительность и неуверенность связаны с необходимостью сделать выбор между надежностью, но все же ограниченностью карьерного роста в банке, и неопределенностью среди возможностей, которые ей могут представиться, если она попробует искать другую работу. Первым шагом Марины мог бы стать разговор с руководством банка и отдела, в котором она работает, о перспективах, которые могут ей предложить после окончания вуза. Возможно, работодатель, заинтересованный в проверенных сотрудниках, сможет сделать Марине интересное предложение. Но с точки зрения личностного развития, я бы сказала, что научиться плавать можно только в том случае, если, преодолев страх воды, оттолкнешься от бортика. Так и Марине можно посоветовать преодолеть свой страх перед неопределенностью и рискнуть. Совсем необязательно это делать резко и отчаянно. Можно не увольняясь из банка поискать в Интернете предложения для молодых специалистов, разослать свое резюме, походить на собеседования, чтобы увидеть, на что она может рассчитывать.

В случае с Леной можно сказать, что с ее сомнениями справиться сложнее. У Марины уже есть профессиональный опыт, который можно проанализировать, она еще не очень четко знает, чего она хочет в профессии, но она уже точно знает, чего она не хочет. У Лены этого опыта нет, все альтернативы очень привлекательные, «подводные камни» не видны. В такой ситуации важно собрать всю информацию из разных источников, попытаться ее проанализировать, обращая особое внимание именно на «подводные камни», т.е. недостатки, ограничения, минусы, пробуя их примерить к собственной жизни. Лучше всего в данном случае применить именно эту тактику, человек к хорошему и привлекательному привыкает очень быстро, а неудобства и отрицательные стороны со временем становятся еще более раздражающими.

Итак, мы видим, никаких конкретных «рецептов» и указаний к действию нет, есть возможные варианты развития событий, направления, импульсы. Сейчас в открытом доступе на сайтах по поиску работы и в специализированных консультационных центрах есть услуги карьерного консультирования для студентов и молодых специалистов.

Главное, не рассматривать обращение за помощью такого рода как «признание собственной слабости», это лишь очередной смелый поступок и шаг к карьерному развитию и личностному росту.

 


Макарова Ирина Вилориевна, кандидат психологических наук, руководитель Центра психологического консультирования Государственного Университета – Высшая школа экономики

© Physcareer.ru. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке информации ссылка на Physcareer.ru обязательна