09.07.19

Реклама в космосе – гениальный бизнес или загрязнение пространства?

В начале этого года российский стартап StartRocket объявил о своих планах показывать рекламу в космосе. Инженеры и астрономы встретили идею со скептицизмом и смятением.

Суть плана StartRocket заключается в использовании около 300 маленьких спутников, снабженных большими отражающими парусами, поворачивая которые (а также изменяя расположение спутников в строю) можно будет изменять количество отраженного солнечного света и получать разные изображения.

В апреле специалисты StartRocket с помощью сотрудников космического центра Сколковского института науки и техники успешно завершили проект по научному обоснованию возможности применения солнечного света для вывода сообщений на Земной орбите.

Теперь стартап начнет разработку спутников, стоимость которых составляет примерно $25 миллионов. Но есть загвоздка: по словам компании, к октябрю этого года им нужно привлечь миллионы долларов инвестиций для тестового орбитального запуска. План StartRocket – показать в рамках испытаний в 2021 году символ мира, а затем логотип GameChangers – кампании по искоренению негативных стереотипов о геймерах.

Преобразование неба в космическую Таймс-сквер – не новая идея. Когда 600 миллионов человек наблюдали за лунной экспедицией Нила Армстронга, их засыпали продакт-плейсментом Hasselblad, Sony и Omega. В 1990-х советская ракета-носитель «Союз» даже взяла на борт японского журналиста в обмен на публичность и деньги. Но рекламные фокусы в будущем стали еще эффектнее.

Pizza Hut доставила пиццу на МКС в 2001 году, а в 2012 году восемь миллионов зрителей на YouTube наблюдали за тем, как Феликс Баумгартнер в рамках проекта Red Bull Stratos совершает прыжок с парашютом с высоты 39 км. В 2018 году SpaceX запустила в космос Tesla Roadster, а марсоход Curiosity от НАСА сейчас выводит инициалы своих создателей на азбуке Морзе на Марсе.

Показывать рекламу в космосе предлагала уже в 1993 году американская компания Space Marketing. Она планировала запустить световой «рекламный щит» на низкую орбиту, чтобы его было видно с поверхности Земли. Но им не удалось привлечь финансирование, и проект так и не был разработан.

У самой технологии, однако, уже есть прецедент: Дэвид Спенсер, директор Лаборатории проектов космических полетов при Университете Пердью, руководил миссиями по созданию солнечного паруса в рамках проекта под названием LightSail 1 в 2015 году, который продемонстрировал, что он может быть успешно развернут в спутниках-кубсатах. «Подобно пиксельному дисплею, они “включают” отраженный от квадратного паруса солнечный свет, ориентируя парус относительно солнца таким образом, чтобы отраженные фотоны были направлены к Земле», – объяснил Спенсер. Однако поддерживать правильную конфигурацию кубсатов очень сложно, поэтому StartRocket планирует оснастить каждый из спутников ионным двигателем, чтобы их можно было перемещать в нужное положение.

Но Дэниел Батчелдор, глава департамента аэрокосмических, физических и космических наук Florida Tech, считает, что есть более серьезная проблема. Учитывая расстояние спутников от Земли, их будет видно точно так же, как и МКС. «МКС находится на низкой орбите. С поверхности Земли ее могут видеть ограниченное число людей несколько минут каждые несколько недель ночью при безоблачной погоде. Видение StartRocket нереалистично», – сказал он.  

«Реклама в национальных парках запрещена, поскольку мы хотим защитить их природное достояние. То же правило нужно применить и к космосу, я считаю», – добавил он.

StartRocket пока непоколебим. «Мы видели реакцию на наш проект, и много кто нас критикует. А скептикам, которые сомневаются в реалистичности нашего проекта, мы ответим позже, когда наше первое изображение – знак мира – появится в небе. Это произойдет в 2021 году», – сказал Влад Ситников.

Еще задолго до запуска компания объявила, что стоимость рекламы будет начинаться от $200 тысяч, в день планируется показывать по три рекламы. «Стоимость на тысячу зрителей разнится от $10 до $15, и она будет зависеть от погодных условий. Например, при облачной погоде в Москве в ноябре цена будет настолько низкой, насколько это возможно», – объяснил Ситников. Учитывая размер аудитории, эти расценки довольно низкие, по сравнению с $65 миллионами, которые Red Bull потратил на проект Stratos. Тем не менее, StartRocket необходимо будет разобраться с некоторыми сложными законами относительно рекламы в космосе.

После первой ощутимой угрозы космической рекламы в 1993 году правительство США приняло меры для введения правил, запрещающих навязчивую космическую рекламу. Кодекс Соединенных Штатов Америки запрещает «рекламу в космическом пространстве, которая может быть распознана человеком на поверхности Земли», определяя ее как «навязчивую». Однако он допускает коммерческую рекламу на транспортных средствах и других товарах.

Стивен Мирмина, профессор космического права в Джорджтаунском университете, назвал трюк Илона Маска с Tesla «нелепым» и обвинил его «в преднамеренном загрязнении космической среды». Но сегодня космическое право не запрещает похожую деятельность. «Что если следующий гипотетический криптовалютный миллиардер решит запустить огромную ракету с Hello Kitty на орбиту?» – размышляет он.

Статья 1 Договора о космическом пространстве США предусматривает свободу исследования и использования космического пространства в мирных целях. В ней также говорится, что каждая страна должна иметь доступ к использованию пространства соответствующим образом, при условии, что она не наносит ущерба деятельности других. «Технически, если реклама из космоса не будет создавать вредных помех или нарушать какие-либо другие нормы международного обычного или договорного права, это может быть допустимо», – пояснила Сара Лэнгстон, доцент кафедры космических полетов в Университете авиации им. Эмбри-Риддла во Флориде.

Астрономы и экологи утверждают, что в вопросе космической рекламы существуют серьезные дипломатические, правовые и этические проблемы. «Засорение орбиты и использование ее просто для навязчивой рекламы вызовет недовольство международного сообщества», – сказала Лэнгстон.

StartRocket с уверенностью заявляет, что его спутники не станут космическим мусором, потому что они будут находиться в космосе один год. «Затем мы вернем их в атмосферу, где они сгорят. Все наши кубсаты управляются удаленно», – сказал Ситников. Он добавил, что спутники можно будет также использовать для обмена информацией во время природных катастроф, когда телефонная сеть не работает.

Однако если проект еще сильнее приблизится к реальности, можно не сомневаться в том, что появятся новые возражения, которые отложат его запуск. Лэнгстон все еще не уверена, что это начало новой космической рекламной гонки. «Учитывая текущее состояние технологий и геополитический климат, не говоря о серьезных затратах на запуск и поддержание спутников, я не думаю, что общественное, политическое или профессиональное мнение говорит в пользу навязчивой рекламы в космосе», – сказала она.

Источник

Перевод и адаптация RUSBASE

Читайте также