16.04.08

Карьерный старт без рутины

Газета "Ведомости ВУЗ" №19 (3) апрель 2008

 Если у вас нет четких целей и ясного представления о программе стажировки, не жалуйтесь потом, что рутинная работа помешала вам проявить себя (Д. Гришкин / Ведомости)

Летняя стажировка для студентов — это хорошая возможность определиться со специализацией, заманчивая строчка в резюме, перспектива попасть в штат компании своей мечты и отличный опыт.

Но компании не менее заинтересованы в студентах, чем они. Например, за последние несколько лет открылись стажерские программы в Johnson & Johnson, Dirol Cadbury, McKinsey & Company, активно начали работать на рынке молодых специалистов нефтяные компании (“Татнефть”, “Лукойл”, “Газпром” и другие), инвестиционные банки (Renaissance Capital, Citibank, J. P. Morgan). “В ближайшее время состоится мероприятие для потенциальных стажеров Credit Suisse”, — добавляет Денис Каминский, партнер компании FutureToday. По его мнению, в последние годы постоянно растет число компаний, готовых вкладывать средства и время в молодых специалистов и заинтересованных в их росте.

Летняя стажерская программа обычно длится один-два месяца, когда штатные сотрудники в отпусках, а студенты могут работать полный рабочий день без ущерба для учебы. Такие программы есть в “Ростелекоме”, “Вымпелкоме”, МТС, Microsoft, “Тройке диалог”, PricewaterhouseCoopers (PwC), “Альфа-страховании” и других компаниях. Аналогичные стажировки есть на зимние каникулы. Прием заявлений на летние программы заканчивается в конце апреля — мае, на зимние — в октябре-ноябре. Некоторые компании — Deloitte, Ernst & Young, Reuters, P&G, “Росно”, ИФК “Альт” и другие — рады рабочим рукам в любое время года.

Через терни

На некоторые стажировки, как правило в международных и крупных российских компаниях, отбор стажеров будет таким же жестким, как при приеме на работу. Сначала надо заполнить заявление на стажировку на сайте компании, иногда — в вузе в отделе практики профильного вуза (обычно для работы в нефтяных и крупных производственных компаниях). Вместе с заявкой на сайте вы заполняете резюме, и оба электронных документа надо оформлять внимательно — на этапе рассмотрения заявок снимается более половины претендентов, в том числе из-за некорректного заполнения заявки и резюме.

Дальнейший отбор будет состоять из нескольких этапов. Например, в Microsoft он занимает полный рабочий день и состоит из четырех основных блоков: домашнее задание, презентация, бизнес-кейс и ролевые игры/переговоры. В PwC нужно пройти три этапа: тестирование (на способности, владение английским языком и профессионализм), деловая игра и интервью с сотрудниками отдела кадров, интервью с менеджерами и партнерами выбранного отдела. Аналогичные системы отбора в страховой группе “Капиталъ”, P&G и других компаниях. В “Тройке диалог”, кроме конкурса резюме и ассесмент-центра, необходимо успешно пройти двухнедельное обучение в “летнем классе” и сдать выпускной тест.

Требования к знаниям кандидатов и уровню иностранного языка высокие, но личным качествам также уделяют пристальное внимание, при отсутствии опыта они главный капитал кандидата. “Самое главное для нас — интерес человека к профессии, аналитическое мышление, настойчивость в достижении целей, умение работать в команде и строить отношения, желание учиться и узнавать новое”, — объяснила Светлана Круглова, старший менеджер отдела персонала PwC.

Но даже высокие требования не пугают студентов — конкурс на стажировку в лучших международных и российских компаниях большой. В PwC в зависимости от отдела он колеблется в районе 10-15 человек на место, в “Агентстве Контакт” — примерно 22 человека на место. И это не предел. “В крупных компаниях с именем конкурс достигает 50 человек на место”, — уверяет Наталья Лучинина, генеральный директор компании GRP-Service. Те, кто не уверен в своих силах, могут попробовать попасть на стажировку в менее престижные и известные компании — критерии отбора там гораздо мягче, к кандидатам относятся более лояльно, правда, и стажировка может быть неоплачиваемая.

В стажерах

Серьезный отбор означает серьезную программу стажировки и высокие шансы после ее окончания получить предложение о работе. Во время такой стажировки компании будут знакомить вас со своей деятельностью, назначат помощниками в какой-либо отдел, доверят несложные задания. При этом часто в компаниях, работающих на финансовом рынке, стажировка сопровождается обучением либо вначале, либо параллельно с работой. “За время 1-2-месячной стажировки в нашей компании студенты получают необходимые в работе знания — как по продуктам УК "Альфа-капитал", так и в целом по фондовому и финансовому рынкам”, — рассказала Ирина Кривошеева, заместитель генерального директора “Альфа-капитал”. Двухнедельный ознакомительный курс для стажеров есть и в PwC, рассказал Александр Букин, выпускник экономического факультета МГУ, прошедший стажировку в PwC и впоследствии приглашенный на постоянную работу. На таких курсах рассказывают о компании и, самое главное, дают теоретические знания, которые обошли стороной в университете, говорит Букин.

Часто обучение либо подкрепляется, либо заменяется практикой наставничества. Наставник объясняет все непонятные стажеру моменты, следит за работой студента. По словам Букина, в PwC, помимо наставника, был также консультант по корпоративной культуре — body, который рассказывал о негласных правилах компании, например о том, где можно пообедать. Зарплата в период летней стажировки — $300-500 в месяц. Неоплачиваемые стажировки (их примерно 40%) чаще всего предлагают российские компании, в особенности банки, зато конкурс на них существенно ниже, отмечает Лучинина из GRP-Service.

Но не надо переоценивать летнюю стажировку. Если у вас нет четких целей и ясного представления о программе стажировки, не жалуйтесь потом, что рутинная работа помешала вам проявить себя. “В основном я занималась работой с бумагами (договоры, заказы, заявки). Отправить то, отнести это, написать вот это. Через месяц мне начали поручать небольшие задания менеджеры”, — вспоминает Ксения Сидорова, студентка ГУ-ВШЭ, аналитик At Consulting, начинавшая стажером в Sun Microsystems Inc. “У нас был один партнер, на стажировке у которого студенты, по сути, выполняли функции офис-менеджеров в офисах продаж”, — рассказала Лучинина.

Рутинную работу на стажеров часто сбрасывают российские компании, которые не имеют комплексной отлаженной программы стажировок, объясняет ситуацию Ольга Поволокина, руководитель отдела проектов компании GRP-Service. В таких компаниях — часто это бывает в банках, страховых и производственных компаниях — студенты предоставлены сами себе. Наставники не всегда расположены объяснять студентам тонкости работы — это отнимает немало времени, а за работу со стажером редко доплачивают, добавляет она.

Если вам “посчастливилось” попасть на такую стажировку, попробуйте и из этой ситуации выйти с пользой. “Добросовестно выполняя рутинную работу в течение недели-двух, вы имеете возможность зарекомендовать себя в глазах начальства как ответственного, пунктуального сотрудника, на которого можно положиться, после чего можно претендовать на более ответственную позицию. Вместо того чтобы пассивно жаловаться на работодателя, проявляйте инициативу, просите, например, перевода в соседний отдел”, — советует Ольга Поволокина. Ксения Сидорова во время стажировки в Sun Microsystems Inc. была, по ее мнению, достаточно активна. Ей не предложили остаться в штате, но порекомендовали другую компанию, куда она и устроилась на постоянную работу.

Стажировка и карьера

Большинство работодателей на этапе отбора обещают трудоустройство. Мнения экспертов разнятся, но данные все равно впечатляют: в штат приглашают от 70 до 90% успешно прошедших стажировку. “Студенты, успешно показавшие себя за время стажировки, имеют преимущества при желании продолжить работу в компании перед вновь набираемыми сотрудниками”, — подтвердила Ирина Кривошеева из УК “Альфа-капитал”. В “Агентстве Контакт”, по заверениям Татьяны Ананьевой, директора направления Graduate Recruitment, 85% участников программы “От стажера до партнера” успешно сдают экзамен и остаются в компании в должности “младший консультант”.

В любом случае стажировка — способ присмотреться к организации, понять, привлекает ли вас именно эта сфера и специальность. “Я стажировался в известном банке, занимался любимым делом — аналитикой. Но именно в том коллективе остаться не захотел, — рассказал Дмитрий Красавченко, студент "РосНоу". — Мне не нравилась слишком жесткая организация рабочего процесса в отделе, не было взаимопонимания с начальником. Но благодаря стажировке на мое резюме активнее стали откликаться работодатели”. “При приеме на работу преимущество будет у кандидата, который уже имеет преставление о той отрасли, в которую приходит. Неважно, что проекты были временными — все равно такой специалист ценится больше кандидата, не приобретшего за время учебы опыта работы”, — уверена Елена Калеева, консультант по подбору персонала кадрового холдинга “Анкор”.

Требуется желание

Студенты первого-второго курса редко приглашаются к конкурсу на летнюю стажировку. Второкурсник Алексей Федоров попал на стажировку благодаря эссе: в нем он убедительно объяснил, почему хочет получить опыт именно в МТС, рассказывает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Но такие примеры скорее исключение. “Первый-второй курс не самое лучшее время для стажировки: еще недостаточно профессиональных знаний, студенты даже не освоились в учебном заведении”, — объясняет Наталья Лучинина. Специалисты сходятся во мнении, что наиболее благоприятный период для стажировки — третий-четвертый курс.

Не следует опускать руки, если вы не прошли конкурс на стажировку. В каждом секторе экономики есть много компаний, которые работают со стажерами. Просто одни из них на слуху и имеют хорошо проработанную программу, а в другие нужно просто позвонить/написать и предложить свои услуги летом.


Светлана Гумерова, Анна Чуксеева
Газета "Ведомости ВУЗ" №19 (3) апрель 2008