26.01.07

Чем недовольны работающие студенты?

Примерно по 11 % студентов каждой специальности («Машиностроение», «Газовая и нефтехимическая промышленность», «Энергетика», «IT и телекоммуникации», «Экономика и менеджмент») имеют стаж работы, превышающий два года. Большинство трудоголиков учатся на специальностях «Газовая и нефтехимическая промышленность» (71,1 %) и «Машиностроение» (70,6 %). Меньше всего работающих старшекурсников в «Менеджменте и экономике». Возможно, на студентов влияет структура занятости: одни, предвидя трудности с трудоустройством по окончании вуза, пытаются раньше начинать работать, чтобы увеличить свои конкурентные преимущества; другие не спешат, а уповают на востребованность своей специальности. Чем же мотивировали свой выбор учащиеся негосударственных высших учебных заведений? Оказывается, для них в большей степени, нежели для их коллег из госвузов, было важно получить именно ту специальность, которая есть в данном конкретном учебном заведении (24,8%).

Значительными оказались и показатели пункта «Совет друзей, знакомых, учившихся в этом учебном заведении» (21,3%). Не обошлось и без влияния родителей: их настояния сыграли существенную роль в выборе молодых людей. Имело значение и наличие связей у родителей и родственников. Веской причиной для поступления в негосударственные вузы стало желание иметь диплом о высшем образовании и невысокий конкурс. (Для учащихся государственных вузов подобные мотивы не являются определяющими.)

Но с момента выбора вуза прошло несколько лет, чем же сейчас мотивируют студенты свое обучение?
Как же оценивают молодые люди полученный трудовой опыт? Работающих студентов попросили ответить на вопрос: «Что в этой работе вам больше всего не нравится?» (см. таблицу). В результате выяснилось, что многие юноши и девушки неудовлетворены уровнем оплаты труда и отсутствием перспектив карьерного роста. Больше всего недовольных размером оклада в газовой и нефтехимической промышленности (28,1 %), однако это не означает, что у данных специалистов жалованье меньше. Дело в том, что размер получки и удовлетворенность ею не одно и то же. Известно, что чем больше человек зарабатывает, тем быстрее растет его неудовлетворенность оплатой труда и тем сильнее он желает ее повышения. По другим данным агентства, в этой области, как и в IT, оклады у студентов выше, чем в других технических сферах. Были названы и иные негативные факторы: низкий интеллектуальный уровень работы и плохие перспективы в построении карьеры (по 13,5 %). Самой незначительной для ребят оказалась невозможность применять полученные знания (5,6 %).

Энергетики тоже не удовлетворены уровнем зарплаты, правда, в меньшей степени (20,7 %). Зато они больше других недовольны медленным продвижением по службе (17,2 %). Однако среди них много студентов, которых все устраивает (13,3 %). При этом 13,7 % молодых людей не нравится низкий интеллектуальный уровень работы.

Среди машиностроителей, наоборот, мало старшекурсников, удовлетворенных работой (8,2 %). Студенты-машиностроители помимо недовольства оплатой труда (26,0 %) и плохими перспективами карьерного роста (18,3 %) выделили еще два негативных фактора: низкий интеллектуальный уровень работы (16,9 %) и недостаточная самостоятельность в принятии решений (12,8 %).

Старшекурсников, обучающихся по специальности «IT и телекоммуникации», больше всего не устраивает низкий уровень зарплаты (21,1 %). Зато с карьерным ростом здесь лучше, чем в традиционных отраслях: уровень недовольства составляет 14,1 %. Как ни странно, будущие «айтишники» не удовлетворены низким интеллектуальным уровнем работы (12,2 %).

Более остальных довольны оплатой труда работающие студенты-экономисты. Им по сравнению с другими направлениями подготовки удается быстрее делать карьеру, видимо, в силу специфики профессии. Правда, среди будущих менеджеров немного тех, кого все устраивает (9,0 %). Им также не нравится низкий интеллектуальный уровень работы (11,2 %) и недостаточная самостоятельность в принятии решений (6,9 %).


Журнал "Обучение & Карьера", № 26 (119) 17-30 июля 1006