15.10.03

Куда идти - в русскую, западную или восточную компанию?

Запад

      "Если меня спрашивают, где лучше начинать работать, я отвечаю: если есть возможность, то лучше стартовать в западной компании", - говорит исполнительный директор по персоналу ИБГ "НИКойл" Алла Стадник. Поработав у монстров западного бизнеса, она пришла к выводу, что эти компании - "блестящая школа: систематизированное изучение ведущих управленческих теорий, доступ к мировым источникам информации и, наконец, бесценная практика. И предсказуемость, насколько это возможно в России".
      Стабильность, правда, далеко не для всех достоинство. "Это ходьба на месте, исключающая возможность для прорыва. В общем, застой, - считает Алексей Моисеев, вице-президент аналитического управления компании "Ренессанс Капитал".
      Многие бывшие сотрудники западных компаний считают, что существует "стеклянный потолок" - планка, выше которой россиянин не поднимется. "Есть объективные ограничения карьерного роста, - считает Наталья Хонякова, директор по маркетингу международной консалтинговой компании "Аксенчер". - Молодым людям хочется сразу выполнять большую интересную работу, а им говорят: сейчас ты будешь закручивать вот этот винтик, а мы оценим. И возникает внутренний бунт: как это я, такой талантливый, - и винтик закручивать!"
      В западных компаниях царит процедура. "Это неповоротливая, бюрократическая структура: каждый человек стабильно занимает в системе какую-то нишу", - считает Алексей Моисеев. Специалисты стиснуты рамками бизнес-этикета и описанием должностных обязанностей, выйти за пределы которых практически не возможно.
      Конечно, процедура оптимизирует рабочий процесс: "В нашей компании работают более 75 тысяч человек. Сотрудники без ограничений могут контактировать друг с другом по всему миру, - говорит Наталья Хонякова, - но все четко понимают, вмешательство какого уровня необходимо для решения конкретного вопроса. Это рационализация отношений."
      Структурированный подход к организации труда сказывается и на системе взаимоотношений. Отсутствует разгул эмоций и у начальства, и у подчиненных. "В случае массовых увольнений проводятся тренинги, сотрудникам подбирают новое место работы. Больничные листы в западных компаниях оплачивают из расчета: living days - 10 - 12 дней - 100%. Остальное время болезни - из расчета 60%, как и указано в Трудовом кодексе", - говорит Татьяна Мойса, директор российского отделения Kelly Service.
      Во избежание недоразумений разрабатывается четкий регламент взаимоотношений: обсуждение деловыж проблем только письменно и на иностранном языке. И с русскими коллегами тоже, как внктри компании, так и за ее пределами.

      BAT, Reuters, Procter&Gamble, Mars и Unilever почти каждый год предоставляют одно-двухгодичные стажировки для выпускников вузов - в российском либо зарубежном отделении компании. Конкурс на место стажера - 100 человек.


Россия

      "У наших компаний много положительных моментов и очень большие возможности профессионального роста. В российском бизнесе присутствует больше здоровой агрессивности. А это значит, человек должен быть голодным, готовым к конкурентной борьбе, - считает Алексей Моисеев. - Российские компании, внедряя западные технологии и стандарты, нуждаются в россиянах, знающих, как структурировать бизнес-процессы в целом и маркетинг в частности". Переход в российские компании на первом этапе может быть чреват финансовыми потерями. Но они будут компенсированы карьерным ростом, повышением уровня ответственности и осознанием твоей востребованности как высококлассного специалиста.
      Надо быть готовым к проблемам в отношениях с владельцами бизнеса - из-за отсутствия четкой системы делегтрования полномочий и непрозрачности бизнеса.
      Достоинством российских компаний является их высокая динамичность. Правда, сторонники западного стиля воспринимают динамичность как непредсказуемость. Вместо прозрачной системы взаимоотношений и принятых норм поведения, ясного карьерного пути каждого сотрудника - случайность и расплывчатые представления о том, кто, по мнению руководства, должен занимать ту или иную должность.
      Динамика спроса западных компаний на специалистов среднего и высшего звена остается стабильной. Запросы русских компаний, по статистике агентства "Анкор", за 2000-2001 годы выросли в два раза, а за первый квартал 2002 года - на 28%. Ажиотажным спросом у российских компаний пользуются менеджеры по продажам и специалисты в области HR. Приглашение подразумевает большой объем работы и рост зарплаты на 50%. Российские компании охотнее оплачивают сотрудникам мобильные телефоны, занятия спортом и обеды, дают кредиты и ссуды, а вот медецинские страховки членам семьи предосталяют гораздо реже.


Восток

      Что на востоке свои правила игры - понятно. Например, для работы в индийской компании важны связи и симпатии. Для индийской фирмы характерна семейственность: в первую очередь работу получат родственники и приятели.
      Работа по блату не избавит от совмещения разнородных обязанностей, например главного бухгалтера и референта, - за зарплату, которая может упасть вдвое без объяснения причин.
      А вот в японских компаниях предпочитают квалифицированных сотрудников - естественно, преданных фирме, гипертрофированно трудолюбивых коллективистов. "Проработавшего в потогонной японской системе кандидата, - говорит Владислав Седленек, президент ТризаExclusive, - охотно берут в любую компанию".

По материалам журнала "Карьера" №6 2002г.