08.12.06

Российский бизнес в борьбе за профессиональные кадры

Корень проблемы неверного выбора профессии - в неудовлетворительной профориентации молодежи. Ситуация очень серьезная, и в ближайшее время просто необходимо создать систему, которая поможет людям еще до окончания школы узнать, какие специальности востребованы, и оценить их перспективность. Эта мысль была высказана специалистами в ходе круглого стола на тему «Система бизнес-образования молодежи как основа конкурентоспособности и эффективного роста российской экономики», состоявшегося в здании Государственной думы.
Кроме организаторов - заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке депутата Валентины Ивановой и президента Молодежной школы бизнеса Никиты Исаева - во встрече приняли участие депутаты Государственной думы, представители федеральных органов исполнительной власти, экспертного управления Президента РФ, крупнейших российских компаний, а также члены Общественной палаты РФ, общественных и профессиональных объединений.

Бизнес готов инвестировать в молодежь

«Сегодня наличие квалифицированных талантливых сотрудников - основное конкурентное преимущество бизнеса, - говорит Ирина Тихонова, заместитель директора по управлению персоналом компании «Спортмастер». - В борьбу за лучшие кадры давно включились представители иностранных компаний, которые работают в нашей стране. Российский бизнес только приступает к реализации таких проектов.
Если говорить о социальной ответственности отечественного бизнеса, то его, как мне кажется, патриотический вклад оценят лишь тогда, когда он начнет делиться своим капиталом. Прежде всего под капиталом я подразумеваю те стандарты, которые мы задаем. Это стандарты в обслуживании клиентов, развитии персонала, стандарты визуального мерчандайзинга, построения логистических схем.
Нужно различными способами стимулировать бизнес-компании для передачи лучших наработанных практических решений обучения молодежи. Сейчас представители российских организаций действуют по так называемым реактивным схемам: мы берем выпускников на стажировку, преддипломную и постдипломную практику либо уже готовых молодых специалистов. Фактически мы никак не влияем на процесс становления профессионала, хотя нам пора переходить к проективным действиям. Бизнес должен уже сегодня предоставлять высшей школе, средним учебным заведениям свои программы, «портреты» специалистов, которые будут востребованы на рынке через три-пять лет.
Безусловно, нужно начинать профориентационную работу не со старших курсов вуза, а с первых, потому что в компаниях работают не только менеджеры, топ-менеджеры, но и линейный персонал, есть массовые позиции. Это колоссальная проблема для крупных организаций.
Необходимо отрабатывать различные инновационные формы. Мы знакомы с деятельностью бизнес-лагерей господина Исаева, очень хорошо знаем и с огромным удовольствием посмотрели на работу фонда Потанина. И первый, и второй опыт нам показался интересным.
Почему так важно, чтобы молодежь была подготовлена? Потому что к нам должен приходить адекватный, обучаемый, мотивированный, обладающий базовыми менеджерскими навыками человек. Его способность к обучению легко проверить и в системе бизнес-лагерей, и в системе дополнительного образования.
Кстати, в России достаточно хорошо обстоят дела с классическим академическим образованием. А вот с менеджерским - все не так радужно. Эту задачу нужно решать на всех уровнях, начиная со школьной скамьи».
С коллегой полностью согласна Ольга Белова, представитель крупного банка. «В нашей стране банковская сфера - достаточно привлекательная область. Поэтому сегодня мы имеем возможность отбирать лучших выпускников ведущих вузов. На данный момент 80% сотрудников банка - люди в возрасте до 30 лет. Пожаловаться на качество базового академического образования молодежи, поступающей к нам на работу, я не могу. Это люди думающие, интеллектуальные. Однако редко кто владеет коммуникативными навыками: в нашей стране их, к сожалению, активно не развивали никогда. И вдруг в одно мгновение они стали необходимы. И бизнес вынужден организовывать собственные учебные центры, корпоративные университеты. Сегодня мы пытаемся создать такую систему, при которой каждый сотрудник попадает на работу после предварительного обучения. Мы готовы много вкладывать в нашу молодежь и уже делаем это, но бизнесу требуется определенная помощь».
«На встречах клуба часто поднимают вопрос о кадровом резерве, - рассказывает Вера Петрова, представитель профессионального HR-клуба. - Всплеск интереса к данной проблеме, в частности к Молодежной школе бизнеса Никиты Исаева, мы увидели на очередном заседании. Тема собрала 85 HR-директоров различных московских компаний. Эти фирмы нуждаются в молодых специалистах. И для того чтобы данный кадровый резерв получить, воспитать, требуются такие молодежные бизнес-школы, как школа Никиты Исаева.
Во многих крупных компаниях существуют корпоративные университеты, учебные центры, готовые обучать молодых сотрудников. Но надо дать им возможность это делать. Следует поощрять работодателей к инвестированию в образование молодых людей, в том числе с помощью налоговых льгот. Нужно сформировать экономические условия, стимулирующие вовлечение бизнеса в образовательные процессы».

Бизнес-школа – это дорога к самостоятельности

В сложившейся ситуации просто необходимо, чтобы подрастающее поколение участвовало в реформе образования, разработке тех инновационных систем, которые будут внедрены в систему обучения. Например, движение «Наши» в конце марта организовало Всероссийский молодежный форум с участием министра образования Андрея Фурсенко. Были предложены десятки программ и проектов реорганизации образования. Некоторые из них заинтересовали министра. Нужно, чтобы такие мероприятия стали постоянными. Требуется создать механизм учета предложений, поступающих от молодых людей, потому что именно они видят возможности для улучшения системы образования, и прежде всего - в своем вузе.
Еще об одном проекте - центре «Молодежное предприятие», поддерживаемом Торгово-промышленной палатой с 2000 года, общественности сообщила Людмила Хлюстнева, член Комитета от ТПП РФ. Центр организовал мероприятие в сфере информационных технологий. Для этого был объявлен конкурс среди старшеклассников Северо-Западного округа столицы. Им предложили создать собственную компанию. В результате возникло семь фирм, деятельность которых показала, что они не только выполняют профориентационные задачи, но и служат своеобразной школой лидерства, где ребята учатся принимать решения, работать в коллективе. Отзыв о проекте был благоприятным. В итоге многие молодые люди, окончив школу, поступили в вузы и параллельно трудятся. Сейчас начинается осуществление проекта по профориентации учащихся 7-8-х классов.
Очень хочется, чтобы общество обратило внимание на такую категорию молодых людей, как ребята в возрасте 14-18 лет. Они, заверила Людмила Хлюстнева, искренне хотят работать и учиться, чтобы в будущем занять достойное место в жизни.
Заслуживает внимания и опыт Красноярска. Им поделился Андрей Лещенко, руководитель движения «Молодая гвардия» Красноярского края. «У нас уровень дополнительного образования в целом немного выше, чем в среднем по стране. В регионе существуют и школы политики, и школы дополнительного образования, в том числе и выездные молодежные лагеря с обучением. Но вот бизнес-лагерей у нас не было. Осенью мы запускаем бизнес-школу Никиты Исаева Для этого у нас есть структура, огромное число студентов (только в Красноярске их 127 тысяч, из них 67 тысяч - учащиеся очных форм обучения). То есть выбрать талантливых ребят будет несложно. Надеюсь, наработки окажутся позитивными. Мы сможем реализовать их в дальнейшем и в федеральных округах, и в региональных отделениях».
«Опыт, которым мы сегодня обменялись, - подытожила Валентина Иванова, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, - говорит об обширной географии и о том, что есть те ростки, которые заставляют Государственную думу и правительство двигаться в верном направлении. Конечно, всегда важно, чтобы выполненная работа получила определенное продолжение и была востребована. Поэтому мы должны продумать механизм функционирования всей системы. Потому как любое наше пожелание может остаться нереализованным, если мы не включим его в систему наших договорных отношений».
«Прежде всего польза от посещения бизнес-лагеря выражается в профориентации и ряде важных для молодежи умений, - поделился своими мыслями Лев Кроль, выпускник бизнес-школы. - Естественно, это также и переход от пассивного выбора вуза к активному поиску интересного и перспективного дела. Кроме того, появляется опыт организаторской и предпринимательской деятельности, что служит стимулом для занятия в будущем бизнесом. Вместе с тем лагерь учит распределять свое время и анализировать собственные ресурсы, помогает выработать ценные коммуникативные навыки, дает представление о практике проведения переговоров. Бизнес-школа - это дорога к самостоятельности, так как человеку предлагают самому распоряжаться своим временем, своей жизнью и отвечать за свои поступки».

Приоритетная задача

Участники круглого стола, рассмотрев роль, задачи и практику бизнес-образования молодежи, констатировали, что одним из основных условий, обеспечивающих формирование в стране экономики знаний, высокий уровень жизни молодежи, стимулирование создания семей и повышения рождаемости и достижение реальной конкурентоспособности России в мировом сообществе, является целенаправленная подготовка нового поколения к активному участию в трудовой и общественной деятельности. Бизнес-образование должно занять в данном процессе важное место.
В настоящее время интеллектуальный и трудовой потенциал молодежи используют крайне неэффективно. Так, по экспертной оценке отсутствие в стране результативно действующей системы профориентации приводит к тому, что до 30% выпускников вузов, а в некоторых профессиях - до 80% не работают по полученной специальности. Одновременно с этим выпускники школ и высших учебных заведений не обладают базовыми навыками, необходимыми для практической деятельности, в том числе для работы в трудовом коллективе, соблюдения трудовой дисциплины, а также элементарными практическими знаниями по выбранной профессии. В результате наниматели вынуждены ограничивать прием выпускников школ и вузов без опыта работы и нести существенные затраты на их профессиональную переподготовку, начальное бизнес-обучение.
У молодых россиян практически отсутствует стремление к созданию собственного бизнеса, а багаж необходимых знаний весьма скуден. В их среде не сформировано здоровое отношение к занятию частным делом. Соответствующей пропаганды принципов делового успеха, которая бы способствовала развитию предпринимательства, нет и на государственном уровне.
Один из путей решения проблемы успешной адаптации подрастающего поколения к современному обществу - это формирование в России эффективной системы профессиональной ориентации молодых людей, широкое внедрение программ дополнительного бизнес-образования, которые призваны сыграть особую роль.
Участники круглого стола полагают, что развитие в рамках приоритетного национального проекта «Образование» комплексной программы дополнительного начального бизнес-образования является насущной задачей.


Светлана Чичикина
Журнал «Обучение & Карьера», № 29 (122) октябрь 2006