27.09.05

Чего хотят старшекурсники?

Получаемая специальность и будущая работа

В России огромное количество выпускников вузов не находят работы по специальности. И это факт. О необходимости устранить этот недостаток говорил даже президент страны.

Важно, что по этому поводу думают сами студенты последних курсов. В опросе, проводимом ИСАСПМ, приняли участие старшекурсники следующих регионов России: Красноярского и Ставропольского краев, Ростовской, Амурской, Брянской, Владимирской, Свердловской, Липецкой и Нижегородской областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

Результаты таковы: только 10% выпускников вузов намерены заниматься деятельностью, никак не связанной с полученным образованием. При этом почти 40% собираются работать строго по профилю. Почти пятая часть выборки еще не приняла решения о том, насколько их будущее будет сопряжено с приобретенной профессией.

Кстати, по итогам исследования "Выпускник вуза: проблемы поиска первого рабочего места», организованного ИСАСПМ по заказу Минобразования России в 2002 году, почти половина бывших студентов (47%) трудоустроились по специальности, однако четверть опрошенных посвятили себя совершенно иному делу.

Эти показатели во многом схожи (в качественном плане) с данными 2002 года. Подавляющее большинство тех, кто не смог (или не захотел) освоить полученную профессию, имели химические, технические, сельскохозяйственные (ветеринарные) и физико-математические специальности, а юристы, медики, экономисты и гуманитарии, как правило, подвизались непосредственно в своих областях.

Существенной разницы в прогнозах респондентов разного пола относительно связи предстоящей трудовой деятельности с образованием не обнаружено.

Наибольшее число старшекурсников, собирающихся работать не по профилю, в Дальневосточном федеральном округе (17%), наименьшее — в Приволжском (6%).

В разных типах городов зарегистрированы весьма схожие доли планирующих найти место не по специальности, хотя в столицах стремящихся реализовать себя строго в выбранной профессии больше, чем в мегаполисах и городах — 44% против 41 и 33% соответственно.

Требования к первому рабочему месту

Примерно две трети опрошенных (65%) в той или иной степени согласны с тем, что первое рабочее место — лишь стартовая площадка в дальнейшую трудовую жизнь, и поэтому к нему не стоит предъявлять больших претензий. Однако четверть респондентов думают иначе.

Приоритеты при трудоустройстве по окончании вуза распределились следующим образом; карьерный рост — 34%, интересная работа с возможностью накопления опыта в нужной сфере -30%, заработная плата — 28%, работа по специальности — 8% старшекурсников.

В женской и мужской частях выборки доли согласных в той или иной степени с утверждением, что первое рабочее место — лишь стартовая площадка для будущей деятельности, примерно ' одинаковы, однако безусловных сторонников этого тезиса гораздо больше среди студенток (в 1,2 раза).

При этом спектр решающих факторов при выборе рабочего места в качественном плане весьма схож у мужчин и у женщин, хотя нельзя не заметить, что соотношение карьерного роста и зарплаты у студенток практически совпадает, ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА № 35 (78) 12-18 сентября 2005, а вот мужчины все же в 1,5 раза чаще отдают предпочтение карьере.

В зависимости от получаемой специальности. Возможность карьерного роста на первое место ставят гуманитарии (39%), медики (29%), экономисты (37%) и представители инженерно-технических специальностей (33%).

Интересная работа наиболее важна для будущих работников культуры и искусства (42%), педагогов (40%) и представителей естественно-научных специальностей (40%), Зарплата — определяющий фактор только среди получающих сельскохозяйственное образование (33 %), но она также весьма существенна для представителей инженерно-технических специальностей (32%) и педагогов (30%). Работа по профилю имеет первостепенное значение для медиков (27%), а также в какой-то степени для получивших образование в области культуры и искусства (14%).

В зависимости от региона обучения. Здесь неоспоримые приоритеты выглядят так. Карьерный рост — Южный (41 %), Сибирский (35%). Уральский (34%) и Приволжский (31 %) федеральные округа.

Интересная работа и возможность приобретения опыта в нужной сфере — Северо-Западный (45%) и Центральный (37%) федеральные округа.

Зарплата — Дальневосточный федеральный округ (40 %}. Также весьма важной она оказалась для представителей Южного федерального округа (37%) — это вторая позиция.

Работа по специальности во всех округах заняла последнее место, набрав наибольшее количество голосов (16%) в Приволжском.

В столицах главным фактором при выборе первого рабочего места является интересная работа (41 %), далее идут карьерный рост (32 %) и зарплата (22%). В городах и мегаполисах пальму первенства удерживает возможность сделать карьеру, затем следуют зарплата и интересная работа.

Требования к первой заработной плате

Запросы российских выпускников выглядят весьма скромными на фоне западных вузов. Наиболее популярные интервалы, в которых находятся устраивающие респондентов минимумы заработной платы, — от5 до 6 тыс. и от 10 до 15 тыс. руб.

Если их укрупнить, то получится следующее: 34% опрошенных устроила бы зарплата менее 6 тыс. руб., 61 % — менее 10 тыс. руб., 81 % — менее 15 тыс. руб.

Только 15% респондентов претендуют на зарплату от 15 тыс. руб. и выше, причем запросы более половины из них лежат в пределах 20 тыс. руб.

Среди студенток наблюдается весьма высокий уровень притязаний на приличные зарплаты: иметь менее 6 тыс. руб. согласны 27% (у мужчин— 40%), 15 тыс. руб, и более — 21 % (у мужчин —всего 10%, или в два раза меньше).

По статистике из 30 тысяч выпускников вузов, не получивших в 2002 году направления на работу. 60% составляют женщины, хотя их доля в выпуске около 54%. Вероятно, замечают исследователи, столь значительный процент связан не только с дискриминацией женщин со стороны работодателей, но и с завышенными требованиями оканчивающих вузы студенток к материальным условиям на первом рабочем месте.

Весьма неприхотливыми в вопросах минимальной заработной платы оказались будущие специалисты в области культуры и искусства (менее 6 тыс. руб. — 57 %) и медики (48% ограничились той же суммой). Самые серьезные требования к заработной плате у представителей естественно-научных (47 % — не менее 10 тыс. руб., 22% — не менее 15 тыс. руб.), экономических (41 % — не менее 10 тыс. руб., 21 % — не менее 15 тыс, руб.} и инженерно-технических (39% — не менее 10 тыс. руб., 17% — не менее 15 тыс. руб.) специальностей. Высоко ценят свой труд и студенты сельскохозяйственных вузов: 34% из них рассчитывают на зарплату не менее 10 тыс. руб., а 18% — не менее 15 тыс. руб.

Из диаграммы следует, что если запросы к зарплате на первом рабочем месте и связаны с успеваемостью, то очень причудливо: например, наибольшие доли претендентов на самые высокие оклады зарегистрированы среди худших (по собственной оценке) студентов, половина же лучших претендует на зарплату менее 10 тыс. руб.

По вопросу о минимуме заработной платы спектр мнений учащихся столиц существенным образом отличается от простых городов и даже мегаполисов: две трети респондентов, обучающихся в столицах, заявили, что оплата их труда должна составлять не менее 10 тыс. руб.

Наименее притязательны опрошенные из Южного и Приволжского федеральных округов: более 40% согласны на зарплату менее 6 тыс. руб. Наиболее амбициозны студенты Северо-Западного (51 % —неменее 10тыс. руб., 23% — не менее 15 тыс. руб.) и Центрального (47% —не менее 10 тыс. руб,, 25% — не менее 15 тыс. руб.) округов.

В зависимости от наличия дополнительного заработка. Среди имеющих постоянное рабочее место отмечена самая большая доля претендентов на послевузовскую заработную плату в диапазоне 10-15 тыс. руб. (24%) и самая низкая — на зарплату до 5 тыс. руб. Среди тех, кто не работал и не работает, зафиксирована самая высокая доля согласных на зарплату 6-10 тыс. руб. (31 %) и самая низкая (13%) — на заработок свыше 15 тыс. руб.

Таковы мнения старшекурсников (скорее реалистические, чем идеалистические) о первом этапе карьеры после окончания российского вуза. Остается пожелать, чтобы новому поколению не советовали при трудоустройстве забыть то, чему его учили в институте, и достойно вознаграждали на пути к успеху.

Подготовил Дмитрий МИСЮРОВ.