24.11.06

Ломоносов был прав

Известная мысль Михайлы Ломоносова «математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» получила подтверждение в свежей работе датских экономистов Иоанны Йонсен и Хелены Нильсен. Они изучили статистику по средним учебным заведениям Дании, которые в 1965 г. были разделены на две большие группы - школы с математическим и с языковым уклоном. В старших классах школ первого типа на математику отводилось по 3 - 6 часов в неделю в течение трех лет, второго типа—по 3 часа в неделю в течение двух лет. Исследователи взяли данные за 1986 -1987 гг., когда плата за получение дополнительного математического образования была снижена. Кроме того, отмечают Йонсен и Нильсен, судить о влиянии школьного курса математики на дальнейшую карьеру выпускников предпочтительнее по тем из них, кому сейчас уже серьезно за тридцать.


Оказалось, что через 13 лет после получения среднего образования выпускники «математических» школ получают зарплату на 30% выше, чем их «языковые» сверстники. Поступая на работу, «математик» при прочих равных может рассчитывать на10-процентную прибавку к зарплате в сравнении с «лингвистом». Установлено также, что ученики, увлекающиеся химией, становятся впоследствии более успешными химиками, если в школе наряду с продвинутым курсом любимой химии изучают дополнительные главы из математики, а не физики, например.


Понимая, что пересмотр учебных планов в общегосударственном масштабе приведет к продолжительным дебатам в парламенте по бюджету, Йонсен и Нильсен в конце работы оговариваются: для выпускников других лет и на другом временном горизонте влияние математического образования может быть иным. Хотя обе исследовательницы убеждены, что такое влияние в любом случае положительно.


Более того, рассуждая о пользе теории множеств и прочей стереометрии для карьеры, датчанки пришли к довольно неожиданным обобщениям. Вот вопрос: что делать жителям Запада в условиях, когда почти все промышленное производство уже перенесено в страны с низкой оплатой труда? Как сохранить конкурентоспособность в новом международном разделении труда, чтобы не потерять свои более высокие доходы? Очень просто: европейцам и американцам еще со школьной скамьи необходимо усиленно тренировать мозг, включив в учебные планы больше математики и особенно геометрии, которая не только учит логически мыслить, но и развивает пространственное воображение. Пока до этого не додумались индийцы с китайцами.


Александр Малютин