14.02.06

Учебная вертикаль, три вида альтернативы государственному распределению выпускников

Cегодня в Комитете по образованию и науке Госдумы РФ рассматривают альтернативные варианты организации обучения студентов, которые смогли бы обеспечить выпускников вузов работой, а также помочь высшей школе готовить представителей именно тех профессий, которые востребованы на рынке труда. Рассказывает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ Валентина Иванова:

— Для того чтобы сохранить возможность получения молодежью высшего образования, не обязательно возрождать систему госзаказа специалистов и распределения выпускников, существовавшую в советское время. Есть другие варианты, и их эффективность уже доказана практикой.

Первый путь — целевой прием в вуз с пакетным оформлением договора, в котором студент обязуется отработать обучение. Абитуриент освобождается от участия в конкурсе на поступление, однако за эту льготу должен рассчитаться с государством после получения диплома — отработать по распределению три года. Возникает вопрос: каковы меры ответственности выпускника, отказавшегося от выполнения данного обязательства? Вероятно, это обязанность вернуть государству деньги за учебу. К сожалению, пока не ясно, какую именно сумму и в какие сроки... В настоящее время наш комитет отрабатывает данные положения.

Второй путь — участие в подготовке специалиста будущего работодателя. Руководитель компании заключает с вузом договор, отбирает необходимое количество студентов, начиная с третьего курса проводит с ними производственную практику, помогает при защите дипломного проекта, а затем обеспечивает их занятость. При этом предприятие оплачивает обучение «своих» студентов в течение первого, второго и третьего курсов, а также тех занятий на четвертом и пятом курсах, которые проходят в вузе. Такой вариант исключительно интересен и перспективен, поскольку предусматривает трудоустройство молодых специалистов сразу после выпуска.

По такому пути часто идут крупные холдинги и корпорации, имеющие в своей структуре отраслевые экономические вузы. Так. РАО «ЕЭС России» через собственные банковские подразделения тесно взаимодействует с Московским энергетическим институтом. Последний выстраивает систему закрепления кадров для РАО начиная от обучения в школах, профтехучилищах и колледжах и заканчивая вузовской и послевузовской подготовкой. Таким образом, выстраивается стройная вертикаль целенаправленного подбора кадров, а рынок труда получает высококвалифицированных специалистов востребованных профессий.

Интереснейший опыт по партнерскому созданию подобной образовательной вертикали накоплен в Санкт-Петербурге Адмиралтейскими верфями, Училищем судостроения (профтехучилище № 25), Колледжем морского приборостроения, Морским техническим университетом, а также организованным в структуре верфей Центром послевузовской подготовки.

Система работает следующим образом: верфи заключают договор с Морским техническим университетом на подготовку специалистов и с третьего курса забирают студентов к себе. Дальнейшая их стажировка проходит на уникальном лабораторном оборудовании, среди доков и стапелей.

Третий путь — выдача кредита на образование. Обучение по займу может оплачивать как сам будущий специалист, так и фирма — его потенциальный работодатель. В этом случае может быть заключено тройственное соглашение между вузом, студентом и предприятием. Данная форма сотрудничества очень интересна тем, что позволяет контролировать качество получаемых знаний. Практика показывает, что компании-работодатели соглашаются тратить свои деньги только в том случае, если образовательное учреждение на деле демонстрирует, что его выпускники способны принести прибыль, внедрить новые технологии. Да и банк не станет выдавать кредиты студентам тех вузов, которые готовят недостаточно квалифицированных специалистов.

Часто высшие учебные заведения сами приглашают потенциальных работодателей в состав наблюдательных советов, охотно идут на заинтересованное партнерство с предприятиями, совместно дорабатывают образовательные программы, то есть стараются осуществлять подготовку кадров с учетом требований рынка труда.

На мой взгляд, накопленный в образовательной сфере опыт должен быть закреплен законодательно. Сегодня мы говорим о необходимости сохранения бесплатного высшего образования и бюджетных мест в университетах и институтах. Но не менее важно заранее заботиться о трудоустройстве молодых специалистов, их востребованности, ведь они способны привнести современные знания и инновационные технологии в развивающуюся российскую экономику.

Надеюсь, три изложенные выше подхода к организации обучения дают ответы на эти вопросы.


Владимир МАКАРОВ