17.01.06

2006 год: образование как национальный проект

Сентябрьские тезисы Президента России

Приоритеты на будущее Президент России В. В. Путин обозначил, выступая в Кремле 5 сентября 2005 года, на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета: «Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы».

Глава государства сказал, что в предстоящие два года на приобретение для указанных инновационных школ и вузов лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы. Этой программой хотят охватить несколько десятков вузов и тысячи школ страны. За этот же период еще как минимум 20 тыс. школ получат доступ к Интернету. По прогнозам к 2008 году таких школ станет более 30 тыс. (больше половины всех школ Российской Федерации). Необходимо при этом активно внедрять современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения. У военнослужащих срочной службы должна появиться возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, а у контрактников — шанс готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Кроме того, Президент России попросил решить вопросы о создании в 2006-2007 годах новых университетов в Южном и Сибирском федеральных округах на базе уже действующих там вузов и академических центров, а также об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге. «Мы рассчитываем, — сказал глава государства, — что региональные власти и частные инвесторы проявят интерес к участию в подобных проектах». В. В. Путин отметил, что речь идет о качественно новых учебных заведениях и центрах подготовки. Следует существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Работа в российских университетах должна стать привлекательной и для высококвалифицированных специалистов, в том числе для иностранных, и особенно для наших соотечественников, работающих сейчас за рубежом. Для того чтобы поддержать инициативную, способную, талантливую молодежь, будет учреждено не менее 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов.

Далее Президент РФ произнес небольшую, но содержательную речь в поддержку омоложения науки. «Нельзя забывать: добротная, первоклассная подготовка студентов и аспирантов — необходимое условие развития фундаментальной науки», — сказал он. Поэтому нужно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой.

"В августе, — напомнил В. В. Путин, —мною были даны поручения по повышению оплаты труда работников Российской академии наук». При некотором сокращении количества бюджетных ставок в течение 2006-2008 годов ежемесячная заработная плата квалифицированных научных сотрудников в среднем должна вырасти до 30 тыс. руб., при этом заработная плата молодого поколения исследователей, от которых во многом зависят перспективы и динамика развития российской науки, увеличится наиболее ощутимо.

Низкая зарплата педагогов — одна из ключевых проблем российской школы. Президент напомнил, что уже принято принципиальное решение об увеличении заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении в течение ближайших трех лет. Здесь возникли те же самые проблемы, что и в здравоохранении при передаче всего и вся на муниципальный уровень без соответствующего обеспечения.

И наконец, глава государства считает, что необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основу надо положить качество преподавания, Президент установил сроки: в течение 2006 года нужно завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Наряду с этим целесообразно установить и дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов (в целом это около одного миллиона учителей). Воспитание школьников — важнейшая часть работы педагога, требующая от него большой отдачи. Еще одно предложение главы государства — учредить ежегодные поощрения в размере 100 тыс. руб. для 10 тыс. лучших учителей страны.

Сказано — сделано

Государственная дума РФ и ее профильный Комитет по образованию и науке при верстке бюджета 2006 года учли все требования национального образовательного проекта, высказанные Президентом России.

Объем расходов на приоритетные направления развития образования в 2006 году по инициативе Президента РФ составит 21,7 млрд. руб. Приоритет «Инвестиции в качество российского образования» — 16,9 млрд. руб., из них:

• стимулирование инновационных программ - 8 млрд. руб.;

• поощрение лучших учителей — 1 млрд. руб.;

• проведение конкурсов и поддержка молодежных проектов — 0,02 млрд. руб.;

• выплата грантов талантливым молодым людям - 0,15 млрд. руб.;

• создание базы данных талантливой молодежи - 0,03 млрд. руб.;

• ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов, — 7,7 млрд. руб.

Приоритет: «Формирование сети национальных университетов» — 3 млрд. руб.

Появятся университеты в Южном и Сибирском федеральных округах, а также две бизнес-школы в Москве и Санкт-Петербурге.

Приоритет «Информатизация образования» -1,5 млрд. руб., из них:

• создание федерального портала дистанционных программ обучения — 0,1 млрд. руб.;

• информатизация — 1 млрд. руб.;

• доступ к сети Интернет — 0,4 млрд. руб.

Приоритет «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» — 0,3 млрд. руб. Из них:

• развитие системы профессиональной подготовки в армии в объеме 0,1 млрд. руб.;

• преференции военнослужащим - 0,2 млрд. руб.

На доплаты профессорско-преподавательскому составу вузов за ученые степени кандидата и доктора наук за счет дополнительных поступлений в бюджет выделили 3,6 млрд. руб. (отдельным приложением к бюджету). Председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Н.И. Булаев сообщил корреспонденту журнала "Обучение & карьера», что доплаты за ученые степени появятся скорее всего с осени 2006 года, тогда, возможно, у кандидата наук получится около 3 тыс. руб., у доктора — около 7 тыс. руб. (в 2005 году были соответственно 900 и 1500руб.). Прибавка - для преподавателей государственных вузов. Инновационные гранты пойдут в специально отобранные вузы (около 30). Руководитель Федерального агентства по образованию Г. А. Балыхин намерен подойти к делу осуществления национального проекта со всей серьезностью.

Кстати, в бюджете 2006 года предусмотрено увеличить стипендии учащимся заведений начального профессионального и среднего профессионального образования с 1 января 2006 года — до 210 руб. (в 2005 году— 140руб.). С такими цифрами страна входит в 2006 год.

Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко поддержал программу Президента России и в тот же знаменательный для российского образования день, 5 сентября 2005 года, по-лидерски сказал: «Крайне важно, чтобы одновременно с позитивными изменениями во всей сфере образования была сделана ставка налидеров. Качество образования зависит главным образом от конкретных учителей и директоров школ, ректоров, профессоров, руководителей научных школ».

Поэтому, считает министр, вузы, ориентированные на нововведения, должны стать образцом системных изменений в образовании и науке, взять на себя ответственность за лидерство.

Все хорошо. Вот только не потеряется ли за очередными грандиозными планами судьба обычного российского студента, которому, возможно, не посчастливиться учиться в инновационном вузе, но от образования которого будет зависеть будущее России?

Дмитрий МИСЮРОВ
Дмитрий МИСЮРОВ