22.12.05

Всеобщее высшее образование

Такие вопросы волнуют сегодня многих. Упрямая статистика показывает, что мы приближаемся к недостижимой, казалось бы, мечте прошлых поколений — всеобщему высшему образованию. По последним социологическим данным более 85 % молодых людей не представляют своего будущего без вузовского диплома (здесь и далее приведены данные Всероссийского центра изучения общественного мнения — ВЦИОМ). Его наличие в последние годы воспринимают как необходимую социальную норму. Варианты среднеспециального образования рассматривают как путь второго сорта для не самых удачливых людей. Не поступившие на бюджетной основе студенты могут заглянуть в собственный или (чаще всего) родительский бумажник. Расценки на высшее образование сегодня вполне доступны большинству семей, Некоторые вузы обещают учебу за 50 условных единиц в месяц, и это не низший ценовой предел. Определенную роль здесь играет психологический аспект. Нередко абитуриенты, деморализованные поражением на вступительных испытаниях, готовы идти в любой филиал любого вуза, лишь бы стать обладателями документа о наличии высшего образования.

А в чем проблема?

Массовость высшего образования приводит к стремительному обесцениванию его качества. Об этом очевидном факте неоднократно говорил министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая за жесткое законодательное регулирование деятельности негосударственных вузов. Разумеется, нельзя мыслить в соответствии с правилом: «Хороший университет может быть только государственным». Существует целая группа сильных негосударственных вузов, имеющих свои традиции, постоянный преподавательский состав и выдающих престижные дипломы. Но есть и другое высшее образование, когда педагоги меняются несколько раз в семестр, а в процессе учебы студенты могут не появляться на лекциях и семинарах. Только вот на экзамен надо не забыть принести плотный заклеенный конвертик. До сих пор экзотические вузы и их филиалы с сомнительной репутацией открываются по всей стране. Известны случаи, когда некоторые из них, не просуществовав и года, исчезали с рынка образовательных услуг... с деньгами и документами абитуриентов. Многие учебные заведения (в том числе государственные), чтобы повысить свой престиж и получить аттестацию, открывают дополнительные факультеты, которые не готовы к подготовке настоящих специалистов. В мелких региональных вузах появляются факультеты международных отношений, государственного управления, высшего и корпоративного менеджмента. Получить такую специальность заманчиво, но научные школы и преподавателей подобных дисциплин в России можно пересчитать по пальцам, а также сосредоточены они в ведущих вузах страны. Нетрудно предположить, какие шансы на трудоустройство будут у выпускника новоиспеченного факультета международных отношений в сравнении, скажем, с тем, кто окончил МГИМО или Дипломатическую академию МИД. Подобное крушение надежд окажется только на совести руководителей вуза, расписывающих перспективы получения престижной специальности вдали от российских столиц.

Есть и другой парадокс современного высшего образования. Несмотря на многообразие новых факультетов и дисциплин, сложно пройти качественную подготовку по некоторым востребованным специальностям. Например, даже в Москве проблематично получить добротное образование по специальности «Реклама». Причина этого состоит в следующем: профессионалы рекламы сейчас молоды и работоспособны, а те, кто преподает рекламное дело, как правило, не имеют отношения к реальной деятельности, давая студентам абстрактные знания, далекие от жизни. Если и находится вуз с сильным преподаванием рекламы, выясняется, что, например, маркетинг там читают слабо.

Получается, что в одном месте отлично преподают рекламу, в другом — маркетинг, в третьем — менеджмент и т.д. В результате действительно качественное образование, подготавливающее к современной экономической практике, приходится буквально собирать по кусочкам. Например, несмотря на обязательное включение иностранных языков в программы вузов, на всех факультетах (кроме языковых) практически невозможно бегло заговорить на изучаемом языке без дополнительной репетиторской подготовки. И таких примеров в современной системе образования более чем достаточно. Комплексное универсальное образование сегодня в России дают только ведущие, давно зарекомендовавшие себя с лучшей стороны учебные заведения.

Работодатели обучают сами

Проблемы высшего образования сегодня общеизвестны, их обсуждают и в правительственных кабинетах, и среди простых людей. Но что думают об этом сами работодатели? Именно они формируют запрос как на качество образования, так и на его специфику. Социологи выявили здесь интересные факты.

Высшее образование считается обязательным условием для трудоустройства на позиции среднего менеджмента в сфере услуг. Речь идет о должностях с материальным доходом не выше 30 тыс. руб. Но вот что показательно: название вуза и оценки в дипломе не являются принципиальным моментом при приеме на работу. Главное — сам факт наличия высшего образования. Работодатели из этой группы демонстрируют повышенный запрос на пониженное качество высшего образования. Гораздо важнее для них — профессиональные навыки, знание бизнес-этики и культуры общения, высокая степень коммуникативности, блестящие организаторские способности, стрессоустойчивость молодых специалистов. В требованиях к соискателям эти условия принципиальны и практически обязательны. Современная экономика, основанная на предоставлении услуг, нуждается в специалистах, обладающих именно такими качествами. Данный факт важно осознать людям старше 35 лет, то есть поколению, получившему советское высшее образование.

Ни в коем случае не оспаривая высокий уровень подготовки в вузах СССР, надо признать очевидное: образование готовило людей к профессиональной деятельности в другой экономической и общественной системах. Но и современное образование не полностью адаптировалось к новым экономическим запросам, Далеко не в каждом университете развивают коммуникативные способности, учат бизнес этике и психологии предпринимательства. Именно поэтому, приглашая людей на работу, компании в дальнейшем тратят значительные средства на ликвидацию пробелов в их знаниях, оплачивают проведение разнообразных тренингов сотрудников. Работодатели в один голос жалуются на переизбыток у выпускников общих, зачастую бесполезных, теоретических знаний, малоприменимых к практике современного бизнеса. Не дожидаясь, пока вузы адаптируются к сов ременности, работодатели начинают сами выполнять функции учителей. Для них важно, чтобы сотрудники были в принципе обучаемы, а наличие любого дип лома свидетельствует по крайней мере о том, что человек являлся студентом в течение не менее пяти лет. А это — показатель самодисциплины и работоспособности специалиста.

Когда одного диплома мало

Одновременно наблюдают следующую тенденцию. Молодые люди уже на старших курсах, ближе к окончанию вуза, понимают, что не совсем готовы к экономической реальности. Знания, обретенные ими в процессе получения первого высшего образования, не пригодятся в будущем. Проблему часто решают посредством обучения во втором высшем учебном заведении. Такой выбор сегодня делают до 40 % молодежи. Как в известной юмореске: «Забудь все, что ты проходил в школе, потом забудь все, что проходил в институте, и... поступи в другой институт». Сегодня второе образование играет новую роль. Это, как правило, образование специализирующее (часто под конкретную должность и прогнозируемую карьеру). Оно позволяет человеку отчетливо представлять себе будущий профессиональный путь.

Лучшие из лучших

Теперь поговорим о работодателях, для которых статус учебного заведения имеет значение. Большинство высших управленческих позиций сегодня занимают именно выпускники лучших российских государственных вузов. Кадровые агентства, специализирующиеся на подборе руководящих кадров, не скрывают, что для потенциальных руководителей компаний особенно важен факт серьезного базового образования. Среди руководителей компаний — больше выпускников экономического факультета МГУ, МГИМО, Плехановской академии, Высшей школы экономики, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МФТИ. Эти учебные заведения до сих пор являются наиболее очевидными поставщиками кадров для руководящего состава компаний и останутся таковыми в обозримом будущем. Неслучайно в списке упоминаемых не значатся выпускники негосударственных экономических вузов. В элитную группу российского образования пока не удается попасть даже лидерам в рейтингах частных вузов.

Что будет дальше?

Можно предположить, что высшее образование будет меняться в лучшую сторону. Вопреки распространенным пессимистичным ожиданиям очевидно, что система вузов станет активно подстраиваться под запросы современного общества. Такое естественное регулирование гораздо эффективнее запаздывающих государственных реформ. Высшее образование действительно сделают практически обязательным, но внутри него усилится разделение по качеству и престижу. Нельзя исключать, что появятся дипломы первой, второй и третьей степеней, а основным фактором успешной карьеры явятся личные качества человека: высокая мобильность, мастерство в бизнес-коммуникациях, настойчивость, целеустремленность, психологическая устойчивость. И чем больше преподавание сможет ориентироваться на их формирование — тем успешнее будут вуз и карьера выпускников.


Владимир ИЗОТОВ